Формулировка логопедического заключения

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная

дизартрия.

Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая

ринолалия.

Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

По окончании обследования на каждого ребенка заполняется:

A) речевая карта;

Б) индивидуальная коррекционная программа логопедической работы;

B) перспективный план фронтальных занятий в логопедической группе.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Месяцы Развитие речи и ознакомление с окружающими Формирование грамматического строя речи Связная речь Звуковая культура речи Мелкая и общая моторика
   
Сентябрь (3 неделя) Овощи. 1. Знать название овощей: огурец, помидор, лук, капуста, кабачок, морковь картофель, баклажан, арбуз, дыня. (Цветные, иллюстрации, муляжи.) 1. Образование слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами: помидор- помидорчик... 1. Составление простых предложений по картинкам (форма работы вопросно- ответная) типа: П+С+Д. Звук «А». 1. Повторить правильную артикуляцию звука «А». 1. Пальчиковая
гимнастика. «Засолка
капусты».
2. Выделение звука «А» на слух в начале слова: аист, апельсин, Аня... 2. Рисование.
  Нарисовать помидор,
  2. Знакомство с магазином овощей. 2. Употребление существительных единственного и множественного числа: помидор-помидоры... 2. Составить простое описание предмета (2-3 слова): помидор красный сочный... 3. Развитие фонематического слуха. Выделить хлопками звук «А» среди других звуков: а...о...у...а...и...э...а... огурец и раскрасить
  цветными
  карандашами.
  4. Развитие силы голоса. Произносить стихотворение шепотом-тихо-громко.«Аист вез из магазина в небольшой коляске груз: ананасы, апельсины, абрикосы и арбуз». Знакомство с буквой А. 3. Конструирование. Построить из строительного конструктора овощехранилище. Выложить из палочек букву А.
 
  3. Сравнить сырые, вареные, соленые овощи. Знать и называть блюда из овощей. 3. Употребление существительных в дательном падеже: дам кому? Зайке...  
   
   
   
  4. Глагольный словарь: моют, чистят, трут, режут, варят. 4. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе: красный помидор, красная морковь.  
       
       
  5. Признаки: сочный, сладкий, твердый, кислый, зеленый, красный и т.д. 5. Употребление глаголов с приставками: полил, налил, перелил...      
       
       
       
       
       

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Требования к планированию занятий.

Основными формами занятий являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.

Процесс планирования занятий начинается с определения цели, которая должна быть четко сформулирована, с акцентом на обучающую деятельность, на развитие познавательной активности детей. При этом логопед не должен перечислять программное содержание занятий, т.е. что он будет делать.

Необходимо указать, какой речевой прием, функция, речевая операция будут отрабатываться, и в какой степени это будет делаться: ознакомление, первичное изучение, закрепление/автоматизация/, обобщение и др. Конкретная целевая установка занятия - очень важный момент, т.к. именно от цели занятия будет зависеть структура, отбор методов и приёмов, лексическая насыщенность.

Выделяется следующие типы занятий: вводное, комбинированное, изучение нового, обобщающее (каждый из которых имеет свою дидактическую цель). Так, например, занятия вводного типа могут иметь формулировку сле­дующего порядка: выявить уровень знаний детей до теме «...» и имеет следующую структуру:

1. Организационный момент, цель которого настроить детей на ак­тивную познавательную деятельность. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты, предпочтительней использовать методы и приёмы, мобилизующие познавательный потенциал (упр. по развитию внимания, памяти, восприятия и т.д.), а не средства дисциплинарного характера.

2. Введение в тему. Этот этап служит для определения содержания занятия и видов деятельности. Предпочтительным вариантом является самостоятельное определение детьми темы занятия. Достигается это

использованием различных загадок, описаний-головоломок, игр-угадаек и др. Продолжительность - 5 мин.

3. Актуализация имеющихся знаний у детей. Цель этого этапа: определить, что знают дети по данной теме. Логопеду важно установить объём имеющихся представлений, точность сенсорных эталонов, лексический запас и его грамматический уровень. Этот этап является основным в данном типе занятий, его продолжительность - 15-20 минут. Здесь необходимо включать методы, предполагающие узнавание предмета по вкусу, запаху, форме и др.; упражнения но подбору синонимов, антонимов, описаний и другие лексические упражнения ориентирующие логопеда в уровне речевого развития детей по данной теме.

4. Итог занятия (содержательный и деятельностный: чем сегодня занимались, что узнали и кто как работал)

Занятия по изучению нового материала могут иметь следующую цель: формировать умение согласовывать прилагательное с существительным на материале темы: «Овощи» и строятся таким образом:

1. Организационный момент (1-2 мин.);

2. Проверка усвоенного на прошлом занятии материала (5-6 мин);

3. Изучение нового (7-10 мин.)

4. Обобщение изученного (5 мин.);

5. Закрепление (5 мин.);

6. Итог занятия.

Занятия этого типа являются основными в практике работы логопеда, т.к. в ходе его проведения логопед имеет возможность закрепить ранее полученные знания и дать новые. Критерием отбора и комбинирования методов и приёмов обучения детей на занятия является смена видов деятельности; т.е. логопед так должен спланировать занятие, чтобы дети попеременно упражняли различные анализаторы: слуховой - зрительный - речедвигательный - тактильный и т.п.

При таком подходе к планированию занятия будет соблюдаться ох­ранительный режим работы, создаваться условия для активной деятельности детей.

Занятия обобщающего типа нацелены на систематизацию лексической и грамматической информации, на формирование умения оперировать ею. Структура этого типа занятий имеет примерно следующий вид:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

3. Обобщение /с использованием различных методических приёмов/

4. Итог занятия.

В зависимости от конкретного содержания, от насыщенности занятия в определенный момент (чаще между 3 и 4 этапами) проведение физкультминутки, необходимой для детей обычно также насыщенной образовательно-воспитательно-коррекционным потенциалом. Они сочетают двигательные упражнения с речью детей /хоровой или индивидуальной/; стихи, речевки, имитация движений, и звуковых комплексов. Может использоваться сочетание двигательного упражнения с неречевой /психической/ деятельностью: тренировка памяти, восприятия, внимания, работоспособности и т. д.

Вторым важным аспектом планирования занятия является формулировка коррекционной задачи, решение которой зависит от методов и приёмов, используемых логопедом на занятии. Чем активнее дети на занятии, тем больше задействовано в работе психических функций. Логопед должен планировать в занятии активную деятельность различных анализаторов, при участии которых более эффективно будет формироваться речевая деятельность Чёткость оформления коррекционной задачи обеспечивает осознанность работы логопеда по развитию ВПФ. Так, например, логопед планирует включить в занятия упражнения на запоминание картинок, воспроизведению слов по памяти, описанию на основе узнавания. Коррекционная задача в этом случае может быть сформулирована так: коррекция памяти на основе упражнений детей в воспроизведении и запоминании речевого материала.

Методические рекомендации для проведения индивидуального логопедического занятия

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирование личности ребенка.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Желательно проводить артикуляционную гимнастику 2 раза в день. На первых порах 2-3 повторения каждого упражнения в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, потом количество упражнений увеличить до 10-20.

В начале артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом для зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводить для губ, языка, челюстей.

Необходимо выработать следующие качества движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика.

Постановка звуков — искусственный процесс, с физиологической точки зрения это создание нового речевого рефлекса.

Работу по автоматизации звука рассматриваем как затормаживание старых стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы. Необходимо соблюдать следующие принципы: постепенность, доступность, систематичность.

К автоматизации звука можно переходить, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова непоставленные звуки, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков.

Лексический материал должен содержать максимальное количество закрепляемых звуков. Логопед должен стремиться к тому, чтобы в процессе работы смысловой речевой материал преобладал над слоговыми упражнениями.

Необходимо повышать темп речевых упражнений от неторопливого, утрированного произнесения переходить к более быстрому проговариванию и, наконец, к скороговоркам.

Требование — постепенное усложнение лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным — от элементарного повторения слов за логопедом, к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по серии картин.

Большое значение в индивидуальных и групповых занятиях играет пальчиковая гимнастика.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Работу надо проводить ежедневно по 3-5 минут. Игры и упражнения, направленные на формирование таких движений пальцев руки, способствующие повышению внимания и работоспособности детей, целесообразно включать в занятия логопеда, воспитателя, родителей.

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: