Если мир ценностей лежит в пространстве субъектно-объект-ных отношений, логично предположить, что его морфология определяется особенностями обеих "переменных" — субъекта ценностного отношения и его объекта.
Наличие в аксиосфере культуры таких ценностей, как эстетическая, нравственная, политическая, художественная, обусловлено различиям оцениваемых сфер реального мира и художественного вымысла.
Системный анализ показывает, что в роли субъекта могут выступать:
— конкретный человек — индивид, личность как реальная самодеятельная единица; в этой своей субъектной роли индивид предстает — и, соответственно, должен рассматриваться — и в своей уникальности, особенности, неповторимости, и в своей ролевой функции, как представитель той или иной социальной группы (нации, класса и т.п.), и как трансцендентальный субъект, представляющий человеческий род;
— небольшая контактная группа людей, если она объединена общей деятельностью и управляющими ею интересами, устремлениями и миросозерцанием, образуя тем самым целостный коллектив, выступающий в качестве "совокупного субъекта", — например, семья, авторский коллектив ученых, производственная бригада, воинский отряд, театральная труппа, оркестр, участники политического заговора, банда преступников и т. п.;
— большая неконтактная социокультурная группа, обладающая общими чертами психологии, установками идеологии и единством практической деятельности, — племя, нация, сословие, класс, поколение, политическая партия и т. д.; перед нами, следовательно, "совокупный субъект" другого масштаба, чем в локальном коллективе;
— человечество в целом как "совокупный субъект" предельного по широте масштаба, каким оно выступает и в познавательной деятельности людей, и в специфических ситуациях, требующих осознания его практического и духовного единства и осуществления совместных действий, — такова складывающаяся в наше время экологическая ситуация, в которой человечество оказывается единым контрагентом природы или же воображаемая ситуация встречи человечества с некоей инопланетной популяцией, которая потребует преодоления его нынешней разобщенности;
Исходя из такой декомпозиции ролевого бытия субъекта мы можем построить общую морфологическую картину аксиосферы как результат скрещения обеих переменных — субъектной и объектной. Исходная гипотеза при реконструкции этой картины состоит в том, что для эффективного управления человеческой деятельностью история культуры должна была реализовать весь спектр возможностей ценностного осмысления мира и поведения человека в мире. Проверим же эту гипотезу, исследуя строение аксиосферы культуры исторически.