Проблемы экологии городского транспорта.
В настоящее время возникли экологические кризисы, фактически созданные человеком, его хозяйственной деятельностью. Большой остроты экологическая ситуация достигла в развитых странах. В крупных городах с локализацией крупнейших промышленных предприятий и транспорта на небольших территориях это выражается в первую очередь в загрязнении атмосферы, что оказывает очень серьезное влияние на состояние здоровья людей. Тем более, что в крупнейших городах концентрация населения огромна. Печально известен термин «смог» («фотохимический туман»). Загрязняющие вещества в атмосфере переносятся на большие расстояния, что приводит к кислотным дождям. Все это оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья людей.
Однако в последние годы в связи с различными природоохранными мероприятиями в развитых странах ситуация меняется в лучшую сторону. Научные исследования последних десятилетий и социальная практика последних десятилетий показали, что эпицентр глобальной экологической проблемы постепенно перемещается в развивающиеся страны.
|
|
Поток пассажиров на городском транспорте примерно в 15 раз выше, чем на магистральных видах транспорта.
В городскую транспортную систему входит грузовое движение, обеспечивающее жизнедеятельность города, например перевозка торговых, строительных, промышленных грузов, вывоз мусора, уборка снега. Особая подвижность характерна для строительных грузов. При движении грузового транспорта в общем потоке снижается скорость движения общего потока и пропускная способность улиц. В связи с этим во многих городах мира, в том числе и российских, на отдельных улицах грузовое движение запрещено или ограничено в определенные часы суток (например, в центральных частях города, в воскресные и праздничные дни). Отдельную номенклатуру грузов, особенно крупногабаритных тяжеловесных, перевозят ночью, в период спада движения. Провоз транзитных грузов запрещают, пуская их по специально построенным объездным трассам.
Потребность города в транспорте определяется социальными нуждами: трудовыми и культурно-бытовыми передвижениями людей, посещениями мест отдыха, объемом грузовых связей между предприятиями, базами и складами, связью с пригородами и пригородными поселениями.
Характерным показателем, определяющим потребность в транспортном обслуживании, является так называемая транспортная подвижность населения — количество поездок, приходящееся в год на одного жителя (табл.).
Таблица
Города | Население, тыс. чел. | Примерная транспортная подвижность населения, число поездок в год |
Крупнейшие | Более 2000 1000-2000 500-1000 | 700-850 580-700 510-670 |
Крупные | 250-500 | 460-650 |
Большие | 100-250 | 350-580 |
средние | 50-100 | 300-570 |
Малые | Менее 50 | 200-350 |
Этот показатель связан не только с перечисленными выше факторами, влияющими на объем перевозок, но и с социальным и культурным значением города, исторически сложившимся развитием транспортной системы, а главное — платежеспособностью населения; зависящей, в свою очередь, от благосостояния государства в целом.
|
|
Вероятность использования транспорта, характеризуемая коэффициентом пользования (равным от 0 до 1), связана с категорией поездки и средней дальностью поездки, которая зависит, прежде всего, от площади застроенной территории города (табл.).
Таблица
Категория поездки | Средняя дальность поездки, км | |||||
До 1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-2,5 | 2,5-3 | Более 3 | |
Трудовые | 0,3 | 0,65 | 0,9 | |||
Культурно-бытовые | 0,15 | 0,4 | 0,65 | 0,8 | 0,9 |