Іноваційної діяльності

Основні поняття теорії інноватіки. Іноваційний процес та іноваційна діяльність. Особливості організації іноваційних процесів. Основні напрямки іноваційної діяльності. Довгі хвилі Н.Д. Кондрат’єва. Ділові цикли І. Шумпетера. Система «новатор — банки — ефективна монополія». Технологічні уклади. Консалтингові послуги в іноваційній діяльності.

Методи визначення вітчизняних та світових тенденцій розвитку іноваційних ідей. Класифікація іновацій, іноваційних процесів і нововведень. Структура класифікатора. Класифікація новацій (нововведень). Класифікація іноваційних процесів. Використання класифікатора в управлінні іноваціями.

Безпека іновацій. Складові безпеки іновацій: екологічна, інформаційна, психологічна, соціальна, економічна, правова безпека.

Термин «инновация» не имеет едного определения (от англ. «innovation» — инновация, нововведение, новшество) [1]. По определению организации эконо­мического сотрудничества и развития «технологическое нововведе­ние — это приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке» [38].

Энциклопедичский словарь трактует это понятие как «……………….».

По определению …….. инно­вация — итоговый результат создания и освоения (внедрения) прин­ципиально нового или модифицированного средства (новшества), удов­летворяющий конкретные общественные потребности и дающий ряд эффектов (экономический, научно-технический, социальный, экологи­ческий).

В более развернутых определениях подчеркивается сложный, сис­темный характер нововведения как процесса, включающего ряд взаи­мосвязанных этапов. В этом смысле технологическое нововведение рассматривается как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, которые приводят на рынки новые или улучшенные промышленные продукты и обеспечивают коммерческое использование новых или улучшенных производственных процессов и оборудования [38].

Основной проблемой использования термина «инновация» в отечественных и зарубежных научных источниках состоит в том, что им обозначается как конечный результат разработки новвовведений, так и сам процесс создания нововведений.

В книге «Инновационный менеджмент» [81] авторы определяют ин­новацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в ре­зультате проведенного научного исследования или сделанного откры­тия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми по­требительскими качествами товара цли услуги по сравнению с преды­дущим продуктом.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам [47]. Поэто­му здесь мы будем рассматривать термин «инновация» («нововведе­ние») прежде всего как процесс, в ходе которого научная идея до-йодится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект, т. е. приобретает экономическое содержание, а «то результат (нововведения), доведенный до стадии коммерческого

Таким образом, инновация означает процесс создания и внедрения новшеств. Процесс распространения новшеств на рын­ке иначе называется «диффузией» или адаптацией новшеств. Понятие нововведения тесно связано с понятием инновационного процесса. Ин­новационный процесс — это регулируемый процесс, имеющий комп­лексный характер и заключающийся в создании и практической реалилации новшеств, приводящих к коммерческому успеху на рынке [40].

Классификацию инноваций можно провести по ряду признаков.

1. В зависимости от характера иноваций можно выделить:

- технические (новые продукты, материалы, технологии, оборудование);.

- организационные (новые формы и методы организации различных видов деятельности предприятия, в частности, изменение огранизационной структуры, форм управления);

- экономические (методы управления инновационной деятельностью путем планирования, финансирования, ценообразования, рекламы, новых сфер применения продукции, изменение мотивации потребителя);

- социальные (повышение благосостояния, формы активизации трудовой деятельности, включая квалификационную и кадровую подготовку, стимулирование работников и их творческой активности, улучшение условий труда);

- юридические (изменение законодательства, налогообложения, нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность). [25]

2. В зависимости от места применения:

а) товарные (новые продукты, потребляемые в сфере производства или потребления);

б) технологические (новые способы производства старых или новых продуктов);

в) управленческие (новые формы и методы работы аппарата управления);

г) экономические (проведение маркетинговых исследований в области инноваций на основе методов сбора и анализа информации о потенциале фирмы и продуктов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: