21.09.12
Понятие методологии науки
Тезис 1: методология науки так же включает в себя методологическую практику и теорию. Методологическая теория в науке включает в себя 3 разных работы (методологии).
Во-первых, методологию конкретной науки (5 человечек) - это составная часть каждой конкретной науки определяющая направление ее дальнейшего развития и трудности, которые необходимо преодолеть.
Во-вторых – это методология типологических групп научных дисциплин (6 человечек): методология естествознания, методология гуманитарных, социальных, технических, прикладных наук и т.д. в ней определяются общие для наук данного типа пути развития, принципиальные трудности, принцип организации научных исследований.
В-третьих – это методология науки в целом (7 человечек), совокупность общих для всех наук принципов организации научной деятельности и критериев оценки полученных результатов.
Все семиотические объекты (знаковые). У каждого знака 6 элементов – 2 материальных (донотат (тот предмет, который этот знак обозначает) и тело знака, материал из которого сделан знак(мел на доске)), 4 идеальных
Существование общего в 4
Крайний реализм – платонизм – общее существует как отдельная вещь(человек человек человечество)
Умеренный реализм – аристотелизм – общее существует как свойство конкретной вещи в самой вещи.
Номинализм –
Концептуализм -
8 черт методологического изоморфизма.
1. искать объяснения изучаемых явлений в особенностях той целостности, в рамках которой они существуют.
2. антиэлементаризм. Прежнее господство элементаризма – следствие того, что эвристическая целесообразность воспринимается как онтологическое свойство объекта.
3. опора на онтологию волноподобных объектов. Не стоим ли мы в гуманитарных науках перед лицом волновой революции, которая в физике уже пройденный этап.
4. обнаружение неприменимости границ системного подхода. Системный подход требует чтобы система состояла из элементов. по отношению к куматоидам неприменимы в обычном смысле слова категории состава, строения, структуры.
Все семиотические объекты (знаковые). У каждого знака 6 элементов – 2 материальных (денотат (тот предмет, который этот знак обозначает) и тело знака, материал из которого сделан знак(мел на доске)), 4 идеальных элемента -
4 способа бытия всеобщего.
Крайний реализм – платонизм – общее существует как отдельная вещь(человек человек человечество)
Умеренный реализм – аристотелизм – общее существует как свойство конкретной вещи в самой вещи.
Номинализм – общее существует как общее имя для разных предметах
Концептуализм – как общее понятие в мозгу человека
5 способов решать проблему всеобщего новый – куматоид. Всеобщее существует как куматоид.
5. осознание необходимости и в гуманитарных науках решать проблему способа бытия объектов исследования, давно решенную в науках естественных.
6. наличие боровской дополнительности как в естественных так и в гуманитарных науках.
7. осознание необходимости и в гуманитарных науках обращаться к идеальным объектам, строить их теоретические модели.
8. необходимость и там и там методологического мышления, когда полученные знания и методы, теории и целые научные дисциплины используются не по их прямому назначению, а в качестве образцов для построения новых методов и теорий, новых научных дисциплин, это путь научных метафор и категориальных программ, позволяющий заимствовать опыт отдаленных областей познания.
1. знаковая форма – материальный
2. денотат – он не всегда материален, но зачастую. Нематериальным он будет например когда мы говорим круглый квадрат
3. объективное содержание знака – это то, как все люди, говорящие на данном языке, понимают этот знак – идеальный
4. субъективный смысл знака – это то, как данный знак понимает каждый конкретный человек немножко по-своему.
5. значение знака – этот элемент у знака появляется, только в том случае, если его переводят на другой язык. Значение знака – это реконструкция объективного содержания знака в другой культуре. Значение бывает в словарях.
6. знание знака – тоже появляется только тогда когда этот знак переводят на другой язык.
33 и 35