Часть 3
Лекция 15. Методика BSP (Business System Planning)
Методика BSP - подход, помогающий предприятию определить план создания информационных систем, удовлетворяющих его ближайшие и перспективные информационные потребности. Информация является одним из основных ресурсов и должна планироваться в масштабах всего предприятия [4]. Информационная система проектируется независимо от текущего состояния и структуры предприятия. BSP основывается на нисходящем анализе информационных объектов и регламентирует 13 этапов выполнения работ. В начале выделяются три организационных этапа, обеспечивающих запуск проекта. Основой этих трех этапов является подготовка к анализу. На четвертом этапе формируется перечень основной деятельности предприятия и содержащихся в них бизнес-процессов.
Пятый этап выделяет основные классы данных (логически связанные категории данных). Таким образом, в итоге формируется матрица связи, где по вертикали приведены деятельности, реально необходимые для связей бизнес-процессов, а по горизонтали - необходимые классы данных. На пересечении строк и столбцов указывается тип доступа к классам данных.
|
|
Шестой этап - анализ существующих на предприятии деловых и системных взаимодействий. По аналогии с этапом пятым строятся следующие матрицы, демонстрирующие использование существующих и планируемых информационных подсистем:
1. Матрица руководители - процесс. Это основные обязанности руководителей и степень их вовлеченности в основные бизнес-процессы.
2. Матрица информационные системы – руководители. Показывает, какими системами, существующими или планируемыми, пользуются руководителями.
3. Информационные системы - процессы. Создается отношение между системами и бизнес-процессами.
4. Информационные системы – файлы данных. Соотношение между системами и файлами данных.
На седьмом этапе с использованием построенных матриц в беседе с руководителями решаются следующие задачи:
- уточнение матрицы;
- определение и оценка необходимой руководству информации;
- определение приоритетов потребностей;
- определение текущих задач;
- привлечение на свою сторону руководства [1,4].
Восьмой этап обрабатывает результаты седьмого этапа, где каждая выявленная проблема фиксируется с указанием ее возможного решения. Далее все проблемы разделяются на 3 вида:
1) проблемы, не относящиеся к автоматизации и не затрагивающие информационные системы;
2) проблемы, связанные с существующими информационными системами;
3) проблемы, связанные с будущими системами.
Информация о проблемах первого вида передается руководству предприятия для принятия соответствующих решений. Оставшиеся проблемы сортируются по бизнес-процессам.
|
|
На девятом этапе традиционными методами осуществляются проектирование архитектуры информационной системы.
Десятый этап определяет приоритеты в реализации и намечает последовательность ее этапов.
Этап одиннадцатый определяет планирование модификаций информационной системы в связи с построенным процессом появления новых требований к такой системе.
Этапы двенадцатый и тринадцатый заключаются в выработке рекомендаций и планов формирования отчетности по проведенным работам [1,4,10].
В дальнейшем осуществляются изменения, направленные на подготовку предприятия к использованию спроектированной информационной системы.