О психологическом возрасте человека

Другой аспект приоритета состоит в том, что жизнь человеческую надо мерить именно психологическими годами. А мерить астрономическими годами жизнь так же нелепо, как нелепо мерить ценность книги количеством страниц, или ценность картин — квадратными метрами, или ценность музыки — громкостью и частотным диапазоном.

Известно, что с возрастом время начинает бежать все быстрее и быстрее. Если вы сравните дни прожитые в детстве с суетными днями взрослого человека, то наверняка заметите эту закономерность.

Графически зависимость субъективного времени (Р) от времени объективного (W) имеет логарифмический вид (Рис. 3). В математике она получается из дифференциального, которое говорит о том, что чем больше объективный возраст человека — Т, тем быстрее ощущается бег времени (больше объективных минут на часах dT пробегает за одну субъективно ощутимую минуту dW).

Рис. 3

Из этой закономерности следует ряд выводов, над которыми стоит задуматься. Если принять, что до 20 лет психологическое время можно мерить временем астрономическим, то, во-первых, первые 20-25 лет психологического возраста, как видно из графика, это примерно половина жизни, даже если человек проживет больше 100 календарных лет. Во-вторых, человек 60-летний, 80-летний и даже 200-летний имеют примерно одинаковый психологический возраст, и. как это не неприятно осознавать, стоят примерно одинаково недалеко от финальной черты. В-третьих, если человек после 20 лет сохранит ощущение времени жизни таким, каким оно у него было в детстве (прямая линия), то в возрасте 40 календарных лет у него позади будет столько же психологических лет, как у человека прожившего 120 календарных лет, но с возрастом теряющего чувство времени.

Из приведенного примера следует, что психология все-таки точнее ставит основную задачу продления человеческой жизни: надо стремиться к продлению времени жизни именно в психологическом измерении, в психологических годах. А решение этой задачи следует начинать с того, чтобы научиться, как минимум, не убивать психологические минуты Жизни, относясь к ним как к живым Существам.

А убиваем мы как, едем, например, в метро на работу, трясемся в электричке и думаем: «Эх! Скорей бы доехать». На работе думаем о том, когда же закончится работа. Или — когда закончится трудовая неделя и настанет долгожданная суббота. Или — ждем не дождемся желанного отпуска, чтобы, наконец, нормально пожить, Я знал даже человека, который мечтал заснуть и проснуться на пенсии, будто на пенсии начнется настоящая жизнь. Думая, таким образом, мы, мысленно убиваем психологическое время нашей жизни, делая нашу жизнь состоящей лишь из мгновений достижения целей, а время между нашими достижениями превращается в прах. Тем самым мы нарушаем, если хотите, заповедь «Не убий», ибо убиваем мы Минуты собственной жизни, то есть, творим великий грех — самоубийство.

Если человеку удастся сохранить чувство времени таким, каким оно было в детстве и юности, например, до 80 лет, то психологический возраст этого человека будет сравним с возрастом человека, прожившего «по логарифмической кривой» 1000 лет.

Как не убивать субъективное время — мы догадываемся. Но как «наполнять» его жизнью? А жизнью субъективное время (как и пространство) наполняет главная Сила душевного мира человека — Духовность, Когда она просыпается в человеке, она делает прожитые минуты такими насыщенными что несколько минут прошло, а кажется прошла прекрасная вечность. Если вы переживали когда-либо такое, значит, вы переживали и пробуждение Духовности.

Если когда-либо в вашей жизни вы пережили одухотворенное состояние (прошел час, а кажется прошла прекрасная Вечность), тогда постарайтесь запомнить этот момент и стремитесь почаще вспоминать обстоятельства этого состояния, ибо эти обстоятельства в последующем станут символами пробуждающейся Духовности.

Итак, второй признак пробуждения Духовности — это увеличение субъективного времени, овладение которым открывает возможность путешествовать не только в прошлое, но и в будущее. Концепция субъективного времени точнее ставит проблему продления жизни, делая акцент на продлении именно психологического возраста.

Резюме: «Джонатан понял, почему так коротка жизнь чаек: ее съедают скука, страх и злоба, но он забыл о скуке, страхе и злобе и прожил долгую счастливую жизнь» [4, с. 182].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: