Литература
1. Адираджадас Ведическое кулинарное искусство Изд-во «Бхактиведанта бук транс», 1993
2. Айванхов О. М. Таинства Иезода. Том 7, М, Изд-во Просве-та,1994
3. Андреев Д.Л. Роза мира. М., Прометей, 1991.
4. Бах Р. Чайка по имени Джонатан Ливингстон // Журнал «Иностранная литература», №12, 1974, с. 176-195.
5. Древнеиндийская философия. М., Мысль, 1972.
6. Нарайан Р.К. Лавана //Избранное М., Прогресс, 1981, с 334-341.
7. Рерих Елена Агни-йога // Цитируется по В. Сидоров. Семь дней в Гималаях. Журнал «Москва», №8, 1982.
8. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии Тексты. М., Изд-во МГУ, 1986, с. 200-230.
9. Седьмое небо. Журнал «Огонек», №49, 1989, с. 8-11.
10. Сидоренко Е.В. « Экспериментальнаягрупповая психотерапия». С-П,1993.
11. Crandal J. E. Theory and Measurement of Social Interest (Empirical Test of Alfred Adlers consept). — N.- V., Columbia university pres, 1981.-181p.
Лекция 8 Личность как духовная индивидуальность человека: концепция семи Святостей
Приоритет духовных ценностей (Святостей) над ценностями материальными в трактовке личности — это следствие приоритета «субъективного» над «объективным» в трактовке Духовности.
|
|
Личность — это духовная индивидуальность человека. Тип личности образуется преобладанием одной из семи Святостей: Вера, Честь, Польза, Любовь, Красота, Истина, Справедливость. Святости — это духовные надындивидуальные Силы (Метасилы) «бессознательного», существующие для «будущего» из «прошлого» и устремляющие человека к вершине его эволюции — Совершенству.
Личностная совместимость проявляется в сближении человека с другими людьми по их ценностным ориентациям или Сеятостям.
Это определение личности соответствует трем принципам причинности. Принцип активности: Святости являются живыми глубинными Силами «бессознательного». Принцип саморазвития: Святости являются эволюционно молодыми Силами, одухотворяющими эволюционно старые (животные) Силы. Принцип иерархичности: активность Святостей включена по принципу содействия в активность Духовности и подчиняет себе активность субсистемных Сил.
Творческое осмысление известных концепций личности (Э. Шпрангера, А. Лазурского, Д. Андреева, А. Маслоу и др.) на основе трех принципов причинности воплотилось в Концепцию семи Святостей.
Путь движения к Совершенству определяют Святости. Они являются реальными эволюционно молодыми (поэтому духовными) Силами «бессознательного».
Глубинные Святости — это золотой запас человеческой Души. Это то. что человек раскрывает только самому близкому человеку, а может быть, и ему не раскрывает. Если происходит грубое подавление этих Святостей, то человек переживает это как личностную смерть.
|
|
Цель лекции — понять методологическую валидность концепции личности: как концепция личности строится именно на основе трех принципов причинности; а также понять патологический аспект личности: подобно тому, как возникают неврозы, вследствие нарушения принципов причинности, так же возникает дисгармония (болезнь) Личности в той степени, в какой человек не является духовной индивидуальностью.
Тема собеседования — концепция семи Святостей (примеры семи типов личности); причины возникновения дисгармонии личности и стратегия ее исцеления по К. Роджерсу.
Личностный смысл — то, ради чего развертывается активность человека, осознаваемая как «значение для меня». Разрушение личностных смыслов драматически проявляется в таких явлениях, как «потеря себя» и утрате смысла существования [9, с. 192].
Личность — аспект индивидуальности, характеризуемый направленностью, задаваемой глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л.С. Выготскому) [9, с. 193].
Методологический аспект системной концепции личности предполагает обоснование ее методологической валидности системным критериям причинности (три принципа и критерий совместимости).