Россия в ее современных границах образовалась на основе одной из республик СССР — Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), потеряв при этом 50% населения, 50% экономического потенциала, 25% территории в наиболее благоприятных южных широтах, которым владел СССР до 1991 г.
Перед новой, хотя и уменьшившейся в размерах, Россией встал извечный вопрос: как управлять огромной территорией.
В обстановке, когда на постсоветском пространстве начался процесс отделения всех от всех, Россия могла пойти по непредсказуемому пути, вплоть до конфедерации, так как суверенитеты и предметы ведения раздавались по субъективным критериям. Тува, Татарстан, Краснодарский край, Дагестан самостоятельно подписывали международные договоры и создавали свои силы безопасности. Якутия ввела английский язык в качестве официального. Бурятия, Карелия, Северная Осетия приняли законы, дающие право вводить чрезвычайное положение. Ингушетия отстаивала многоженство. Башкортостан признал суверенитет обособившейся грузинской территории — Абхазии.
|
|
Многие главы регионов создали полностью подвластные им общественные структуры, получили контроль над природными ресурсами, никому ни в какой форме не подчинялись, тратили бюджетные средства по собственному усмотрению, на денежные посты ставили родственников и доверенных лиц.
Вопреки мировой тенденции усиления государственного регулирования органы власти оставляли одну сферу за другой. Это не только подпитывало сепаратизм, но и создавало на местах благоприятные условия для растаскивания бюджетных средств, уклонения от налогов и других форм незаконного присвоения.
Конфедерация неприемлема для России, так как огромная территория, множество административных образований являются благоприятными факторами для распада. С другой стороны, для унитарного управления уже нет базы и условий. Поэтому оптимальной формой государственности, условием сохранения единства страны и стабильности является федерация. Федерация необходима для оптимального сочетания интересов Центра и регионов, различных сообществ, исключения крайностей, т.е. произвола Центра и самодурства регионального и национального сепаратизма, обеспечения этнокультурного и религиозного плюрализма. Единое политическое, правовое, экономическое пространство, единые правила и гарантии прав и свобод граждан служат исходными условиями существования федерации. Федерализм исключает какие-либо государственные границы внутри страны, искусственные преграды для передвижения людей, товаров, капиталов, способствует поддержанию разумного паритета в полномочиях центральных и региональных властей.
|
|
Однако федерация строилась с самого начала во многом непоследовательно, больше подчинялась политической целесообразности, чем стратегическим интересам. Поэтому современный федерализм имеет переходную, еще окончательно не сформировавшуюся, а значит, и неустойчивую форму. Он находится под воздействием факторов как укрепляющих единство страны, так и подтачивающих его.
Не преодолены еще последствия первых лет реформирования, ослаблявшего центральную и усиливавшего региональную власть. Продолжают действовать факторы, угрожающие целостности России:
• диспропорция между населением и территорией за Уралом;
• наличие анклавных территорий;
• ситуация на Северном Кавказе;
• сложность внутреннего и внешнего политического, экономического и геополитического положения страны;
• демонстрация другими государствами превосходства по уровню жизни, военной мощи и другим параметрам;
• срастание международного и российского крупных капиталов;
• бессистемность и бессодержательность государственной региональной политики, особенно в отношении Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В последние годы приведены в действие факторы, укрепляющие централизованное начало, сама жизнь подвела к необходимости корректировки федеративного устройства, чтобы не потерять окончательно ориентиры будущего.
Централизованную власть удалось упрочить в результате следующих мероприятий:
• устранения несоответствий между федеральным и региональным законодательством;
• введения института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с надзорными функциями;
• лишения глав региональной исполнительной власти статуса законодателей;
• назначения глав субъектов Российской Федерации Президентом РФ;
• принятия правового механизма федерального вмешательства в деятельность глав региональной исполнительной и представительной власти;
• повышения доли средств, направляемых в федеральный бюджет.
Центр расширяет властное пространство, сводит к минимуму автономную активность региональных лидеров на федеральном уровне. Но всякая власть должна знать пределы централизации, иначе центру придется отвечать за все, в том числе за вывоз мусора.