Процедура принятия закона

Правительство РФ готовит проект федерального бюджета на очередной год и выносит его на рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях (табл.). Принятый Государст­венной Думой закон передается на рассмотрение Совета Федера­ции. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию из представителей Государствен­ной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ.

Президент РФ наделен полномочиями издавать указы и распо­ряжения. По вопросам, носящим нормативный характер, издаются указы, по вопросам оперативного характера — распоряжения, не являющиеся нормативными актами.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, законов и указов Президента РФ издает постановления и распоря­жения и обеспечивает их реализацию. Решения, имеющие норма­тивный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоря­жения Правительства РФ не должны противоречить законам, в случае противоречия действуют положения законов. Указы Президента РФ либо развивают те или иные положения законов, либо формулируют нормы отношений, которые не урегулированы законом.

Министерства и другие федеральные органы исполнительной властипринимают в случаях и в пределах, предусмотренных зако­нами и иными правовыми актами, нормативные ведомственные акты. Ведомственные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти по их поручению или по инициа­тиве самих органов федеральной исполнительной власти в соответ­ствии с их компетенцией в виде приказов, постановлений, инст­рукций, положений, разъяснений, указаний.

Минюст России осуществляет государственную регистрацию нормативных актов министерств и ведомств Российской Федера­ции, носящих межведомственный характер или затрагивающих права и законные интересы граждан. Государственная регистрация проводится в срок до 15 дней с даты получения ведомственного нормативного акта. Минюст России регистрирует следующие виды нормативных правовых актов:

• приказ;

• постановление;

• распоряжение;

• инструкция;

• положение;

• правило.

На Минюст России также возложена функция, связанная с контролемза соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ. Минюст Рос­сии имеет право проверять на законность и акты, издаваемые субъ­ектами РФ. Применение министерствами и ведомствами норматив­ных актов, не прошедших правовую экспертизу, а также актов, в госу­дарственной регистрации которых было отказано, рассматривается как грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы, влекущее применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти мер дисциплинарной ответственности.

Нормативный акт, не соответствующий закону или другим право­вым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граж­дан и юридических лиц, может быть признан судом недействительным.

Правовые акты законодательного органа, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа, должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ, феде­ральным законам, конституции (уставу) и законам субъектов РФ, подлежат опротестованию прокурором. Президент РФ вправе об­ращаться в законодательный орган субъекта РФ с представлением о приведении конституции (устава) субъекта РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта РФ и их должностных лиц могут быть обжалованы в судеб­ном порядке, если они нарушают права и свободы человека и граж­данина, общественных объединений, местного самоуправления.

Президент РФ вправе приостановить действие актов высшего должностного лица субъекта РФ, органа исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и сво­бод человека и гражданина до решения этого вопроса судом.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных ор­ганов или должностных лиц этих органов, в том числе издание го­сударственным органом акта, не соответствующего закону, подле­жат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъ­ектом РФ или муниципальным образованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: