Судебная власть и ее место в системе государственных органов

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ТЕМА № 12. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ИСТОЧНИКИ

Нормативные акты:

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). – Мн., 2004.

О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах: Закон республики Беларусь от 7 июля 1998 г. (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998, № 29-30, ст. 466; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000, № 59, 2/176; 2003, № 17, 2/935.

О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями): Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001, № 92, 1/ 3078; 2001, № 97, 1/3117; 2002, № 4, 1/3364; 2002, № 65, 1/3731; 2003, № 52, 1/4586.

О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, структуры и численности работников государственных органов, других государственных организаций: Указ Президента Республики Беларусь № 66 от 12 февраля 2004 г. // газета «Сов. Белоруссия», 2004, 17 февраля.

О Регламенте Совета Министров Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь № 355 от 20 марта 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000, № 33, 5/ 2838; 2002, № 95, 5/10975.

Литература:

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учеб. пособие. – Мн., 2004, с.238 – 255.

Исполнительная власть в Российской Федерации. Научно-практическое пособие. – М., 1996.

Конституционное право Республики Беларусь: в понятиях и схемах / Под общей редакцией А.И.Сухарковой. – Мн.: «Амалфея», 2002.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). – Мн., 2003.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

13. Какую ветвь власти представляет правительство?

14. Как называется правительство в Республике Беларусь?

15. Какими правовыми актами регулируется организация и деятельность правительства в Беларуси?

16. Какие субъекты участвуют в формировании правительства Республики Беларусь?

17. Какой состав Правительства Республики Беларусь?

18. Укажите основные полномочия Правительства Республики Беларусь?

19. Какие правовые акты издает Правительство Республики Беларусь?

20. Назовите основные формы деятельности Правительства Беларуси?

21. Какие органы государственного управления подчиняются Правительству Республики Беларусь?

  1. Судебная власть и ее место в системе государственных органов.
  2. Конституционные принципы осуществления правосудия в Беларуси.
  3. Действующая система судов в Республике Беларусь:

3.1. Конституционный суд Республики Беларусь

3.2. Общие суды (суды общей юрисдикции)

3.3. Хозяйственные суды.

4. Правовой статус судей в Республике Беларусь.

В системе разделения властей судебная власть занимает самостоятельное положение и выполняет важные государственные и общественные функции. Олицетворением судебной власти является система судов, учрежденная в государстве.

В юридической литературе имеются различные подходы к определению судебной власти. Например, профессор Бибило В.Н. под судебной властью понимает «реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами (судами) присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы…» (см.: Бибило В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. – Мн., 2000, с.42).

В данном определении конкретно не указывается на назначение судебной власти и ее организационную структуру. Этот аспект в значительной степени восполняется профессором Мартинович И.И. По ее мнению, судебная власть – «это система независимых государственных органов – судов, ибо судебная власть осуществляется только специальными субъектами в лице судов и носителей судебной власти – судей» (см.: Судоустройство: учебник. – Мн.: Амалфея, 2002, с.32).

Такой подход к судебной власти получил развитие среди российских ученых. Так, в коллективной монографии под редакцией профессора И.Л.Петрухина судебная власть определяется как «самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическим лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний» (см.: Судебная власть /Под ред. И.Л.Петрухина. – М., 2003, с.81).

Основное назначение судебной власти – от имени государства рассматривать Судебная власть / По ред. х фактов и состояний"ии оперативно-розыскной деятельности; установления государственные и общественны правовые споры и конфликты, возникающие в обществе. Основанием для применения судебной юрисдикции является нарушение норм права.

На практике укоренилось отношение к суду, как к карательному органу, который устанавливает мера наказания в отношении лиц, совершивших преступления. Однако это узкий подход к пониманию предназначения судебной власти. Ведущей функцией суда является защита прав и свобод человека от всяческих нарушений, от кого бы они не исходили: от государственных органов, должностных лиц, граждан.

По мере развития государства и общества функции суда расширяются. В настоящее время суды повсеместно осуществляют контроль за конституционностью нормативных актов, издаваемых государственными органами. Эта функция выполняется конституционными судами. Практически во всех европейских странах суды осуществляют контроль за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной (негласной) деятельности. Суды, а не прокуроры дают санкции на заключение лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, под стражу, на проведение обысков в помещениях, прослушивание телефонных переговоров и т.д.

Во многих европейских государствах (ФРГ, Австрии, Италии, Франции, Чехии, Польше и др.) образованы специальные административные суды, которые по упрощенной процедуре рассматривают жалобы граждан на неправомерные решения и действия органов управления и должностных лиц.

Как известно, правовые споры между субъектами хозяйствования, между субъектами хозяйствования и органами государственного управления рассматриваются также в судебном порядке. Для этого созданы специальные суды, которые имеют разные названия: арбитражные, хозяйственные, арбитражные.

В сферу деятельности судов входит не только разрешение конфликтов и споров, но и удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, например, установление отцовства, признание гражданина безвестно отсутствующим, умершим, недееспособным или ограниченно дееспособным и т.д.

Для судебной власти характерны такие свойства, как самостоятельность и независимость от других ветвей власти, верховенство в системе правоохранительных органов, объективность и беспристрастность, политическая нейтральность и легитимность.

Указанные свойства проявляются в полномочиях судебной власти, ее организации и деятельности, взаимодействии с другими ветвями власти. Их наличие необходимо для выполнения судами своих задач.

Судебная власть осуществляется в форме правосудия, то есть в установленной законом форме рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел. Для судебной деятельности присуща строгая юридическая форма. Судебные решения являются результатом всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в судебных заседаниях с участием всех заинтересованных лиц.

Действующее законодательство предусматривает пять форм осуществления правосудия или судопроизводства:

1) рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях (административное судопроизводство);

2) рассмотрение в судебных заседаниях дел об имущественных спорах между гражданами, гражданами и юридическими лицами (гражданское судопроизводство);

3) рассмотрение в судебных заседаниях дел по обвинению граждан в совершении преступлений (уголовное судопроизводство);

4) рассмотрение в судебных заседаниях споров между субъектами хозяйствования, субъектами хозяйствования и органами государственного управления (хозяйственное судопроизводство);

5) рассмотрение специальным судом дел о конституционности нормативных актов (конституционное судопроизводство).

Судопроизводство в отличие от правосудия включает в себя не только деятельность суда, но и других участников процесса (прокурора, защитника), а также действия потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, обвиняемых, свидетелей, экспертов и др. Поэтому судопроизводство – более широкое понятие, чем правосудие.

Вместе с тем правосудие – это не только деятельность суда первой инстанции, который рассматривает дело по существу, но и проверка судебных решений в вышестоящих судебных инстанциях.

Отличительный признак правосудия – процессуальная форма, то есть соблюдение при рассмотрении судебных дел всех требований закона. Процессуальная форма обеспечивает вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных решений, так как она воплотила в себе все лучшее из многовекового опыта судопроизводства.

Судебная власть имеет свои обязательные атрибуты. К ним относятся флаг и герб государства, официальная обстановка в зале судебного заседания, а также мантия судей.

2.Конституционные принципы осуществления правосудия в Беларуси

Правосудие в Республике Беларусь строится на принципах, закрепленных в Конституции (ст.ст.109 – 116) и Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», принятом 13 января 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

К числу конституционных принципов осуществления правосудия в Беларуси относятся следующие положения:

1) осуществление правосудия только судом;

2) независимость судей и подчинение их только закону;

3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

4) открытое рассмотрение дел во всех судах;

5) осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон;

6) право сторон на обжалование судебных решений.

В соответствии с первым из названных принципов только суду предоставлено право решать правовые споры и принимать решения о применении мер наказания от имени государства. Ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, а именно: принимать решения на основе всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону предполагает создание условий, в которых суд имеет возможность принимать решения без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на основе требований закона и внутреннего убеждения.

Для обеспечения независимости судей действующее законодательство предусматривает систему гарантий, в частности: 1) особый порядок избрания, назначения судей и освобождения их от должности; 2) неприкосновенность судей; 3) особую юридическую процедуру осуществления правосудия; 4) тайну совещания судей при вынесении решений; 5) ответственность за вмешательство в разрешение конкретных дел; 6) создание необходимых организационно-технических условий для деятельности судов; 7) материальное и социальное обеспечение судей, соответствующее их высокому статусу.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113 Конституции).

Абсолютное большинство судебных дел по первой инстанции рассматривается судьями единолично. В составе коллегии из судьи и двух народных заседателей рассматриваются дела о преступлениях, за которые законом предусматриваются наказания свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях несовершеннолетних. Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьями единолично, за исключением дел, рассматриваемых судебной коллегией по патентным делам Верховного суда Республики Беларусь. Дела в хозяйственных судах рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако по решению председателя хозяйственного суда или его заместителя дело может быть рассмотрено коллегиально. Все дела в судах кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально в составе не менее трех профессиональных судей.

В соответствии со ст.114 Конституции разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, определенных законом.

Такие исключительные случаи закрепляются в процессуальном законодательстве. Например, ч.2 ст. 23 УПК Республики Беларусь устанавливает, что разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается в следующих случаях: 1) в интересах обеспечения охраны государственных секретов или иной охраняемой законом тайны; 2) по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет; 3) по делам о половых преступлениях; 4) по делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство; 5) по тем делам, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими. Согласно ч.2 ст.17 ГПК, закрытое судебное заседание проводится в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом.

Резолютивная часть решения суда при проведении закрытого судебного заседания во всех случаях оглашается публично (ч.4 ст.23 УПК, ч.5 ст.17 ГПК).

Статья 115 Конституции устанавливает, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Это положение конкретизируется в процессуальных кодексах: ч.1 ст.24 УПК, ст.19 ГПК и ст.9 ХПК.

Суть принципа состязательности и равенства сторон состоит в том, что сторонам предоставляются равные возможности в отстаивании своих интересов в судебном заседании, в предоставлении доказательств, заявлении ходатайств, обжаловании судебных решений. В уголовном процессе сторонами являются государственный обвинитель (прокурор) и обвиняемый, его защитник, в гражданском процессе – гражданский истец, его представители и гражданский ответчик, его представители.

Конституционное положение о равенстве сторон в судебном заседании имеет не фактический, а процессуальный аспект, то есть стороны имеют равные процессуальные права при отстаивании перед судом своих позиций. Суд же обязан обеспечить сторонам условия для реализации их процессуальных прав и обязанностей, следит за законностью действий сторон, способствует установлению истины по делу.

В соответствии с ч.3 ст.115 Конституции стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений. Реализация такого права позволяет заинтересованным лицам исправить судебные решения, не вступившие в законную силу и, тем самым, способствовать укреплению законности.

В законодательстве определяется круг лиц, имеющих право подачи жалоб на решения судов, а также порядок обжалования. Так, жалобу на не вступивший в законную силу приговор по уголовному делу вправе подать обвиняемый, его защитник и законный представитель, потерпевший или его законный представитель. Жалобу на решение по гражданскому делу вправе подать истец, ответчик, а также другие лица, участвующие в деле.

Кассационные жалобы на приговор по уголовному делу или решение по гражданскому (хозяйственному) делу могут быть поданы через суд, постановивший их, или непосредственно в кассационную инстанцию в течение 10 суток со дня провозглашения приговора или вынесения решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: