Общие суды (суды общей юрисдикции)

Конституционный суд Республики Беларусь

Действующая система судов в Республике Беларусь

Правовую основу организации судебной власти в Республике Беларусь составляют: Конституция (ст.ст.109 – 116), Закон «О Конституционном суде Республике Беларусь» (1994 г., 1997 г.), Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (1995 г.), Закон «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» (1998 г.), процессуальные кодексы (УПК. ГПК, ХПК, Кодекс об административных правонарушениях).

В соответствии со ст.1 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

К общим судам закон относит Верховный суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным судам относятся Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды (таковым является хозяйственный суд города Минска).

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами, могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

С мая 1997 года в составе районных (городских) судов введены должности судей по административным делам и исполнительным производствам (сейчас имеется свыше 100 таких судей). Учреждение этой должности позволило уменьшить нагрузку на судей общих судов, позволив им сосредоточиться на рассмотрении гражданских и уголовных дел. Кроме того, создан резерв для пополнения судейского корпуса молодыми специалистами.

В Республике Беларусь, наряду с национальными судами, действуют Международный арбитражный суд и Экономический суд СНГ, не входящие в судебную систему Беларуси.

Конституционный суд Республики Беларусь был образован в конце апреля 1994 г. и действует на основании Конституции (ст.116) и Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.

Согласно ст.116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правоприменительной практике.

Конституционный суд Республики Беларусь состоит из 12 судей – специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Конституционный суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики (верхней палатой парламента), а именно: шесть судей назначаются Президентом и шесть – избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Срок полномочий членов суда – 11 лет. Предельный возраст – 70 лет. Минимальный возраст для занятия указанной должности в законодательстве Беларуси не установлен (в Российской Федерации, Украине, Германии – 40 лет, в Венгрии – 45 лет).

Компетенция Конституционного суда определена в ст.116 Конституции и ст.5 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь». В частности, Конституционный суд рассматривает дела и дает заключения:

1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам. Декретам и указам;

4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный суд рассматривает дела по предложениям уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц: Президента Республики Беларусь; палаты представителей, Совета Республики, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Совета Министров.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного закона страны.

Заключение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда. При разделении голосов поровну решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решения Конституционного суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат (ст.38 Закона).

Несмотря на то, что Конституционный суд выносит меньше решений, чем иные (общие и хозяйственные) суды, но принимаемые им заключения затрагивают интересы тысяч людей, часто имеют судьбоносное значение для страны и ее правовой системы. Поэтому решения Конституционного суда должны быть юридически аргументированными, объективными и политически нейтральными.

Представление о количестве решений, вынесенных Конституционным судом Республики Беларусь в последние годы, дает следующая таблица (см. таблицу №1).

Таблица № 1

Год                    
Число решений                    

Кроме вынесения решений о конституционности правовых актов, Конституционный суд Республики Беларусь использует и другие средства обеспечения конституционной законности. Так, он вправе вносить предложения об изменении и дополнении законодательных актов в адрес Президента, Парламента, Правительства, высших судов, министерств и ведомств. Важное значение имеют ежегодные послания Конституционного суда Президенту и Парламенту о состоянии конституционной законности в стране.

В отличие от аналогичных судов России, Германии, Австрии, Польши и некоторых других стран Конституционный суд Республики Беларусь не вправе принимать к своему производству жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие конституционные права и свободы, а также не вправе давать официальное толковании Конституции.

К общим судам относятся районные (городские) суды, областные и Минский городской суды, военные суды и Верховный суд Республики Беларусь.

Основным звеном в системе общих судов являются районные (городские) суды. Они рассматривают по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, а также все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам.

В настоящее время в республике Беларусь функционирует 154 районных (городских) суда, в которых работает около 800 судей. Эти суды образуются в районе и городе областного подчинения, а также в районах городов республиканского подчинения, имеющих районное деление (например, в областных центрах и городе Минске).

Районный (городской) суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя суда.

Председатель районного (городского) суда и его заместитель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного суда Республики Беларусь.

Количество судей зависит от численности населения района (города) и объема работы суда. Так, в большинстве сельских районных судов количество судей составляет 3 – 5 человек. В городских районных судах работает 8 - 12 судей.

Судьей районного (городского) суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен (ч.1 ст.62 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).

Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданина Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих поступков (ч.3 ст.62 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).

Судьи районных (городских) судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначенных на должность впервые. Судьи назначаются после пяти лет работы судьей (ч.3 ст.7 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»).

В состав районного (городского) суда входят и народные заседатели. Составление списков народных заседателей осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет.

Второе звено в системе судов общей юрисдикции образуют областные суды и приравненный к ним Минский городской суд. В отличие от судов первого звена они выступают в качестве трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной. К их функциям относится осуществление надзора за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на территории области или города Минска, и оказание им помощи в применении законодательства.

Областной, Минский городской суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного суда.

В областных и Минском городском судах имеются судебные коллегии по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций (ч.1 ст.30 Закона). Так, судебная коллегия по уголовным делам рассматривает по первой инстанции дела о преступлениях против мира и безопасности человечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Кроме того, она вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное районному (городскому) суду. Если мера наказания за совершенное преступление превышает 10 лет лишения свободы, то дело рассматривается не судьей единолично, а коллегиальным составом суда. Рассмотрение всех гражданских дел по первой инстанции осуществляется судьей единолично.

Судебные коллегии областных и Минского городского судов действуют и как суды второй (кассационной) инстанции. Предметом их рассмотрения в этом случае являются приговоры, решения, определения и постановления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу.

Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определенном Президентом Республики Беларусь. При рассмотрении судебных дел в заседании президиума вправе участвовать прокурор области, прокурор города Минска или их заместители.

Военные суды представляют собой специализированные органы правосудия, которые рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов – лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы.

Военные суды образуют обособленную подсистему общих судов и включают в себя межгарнизонные военные суды как первое звено, Белорусский военный суд как второе звено и военную коллегию Верховного суда Республики Беларусь.

Высшим судом в системе общих судов является Верховный суд Республики Беларусь. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех общих судов Республики Беларусь, дает разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, а также рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения.

Верховный суд Республики Беларусь состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя суда, судей и народных заседателей.

В соответствии со ст.46 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» Верховный суд Республики Беларусь действует в следующем составе:

1) судебной коллегии по гражданским делам;

2) судебной коллегии по уголовным делам;

3) Военной коллегии;

4) судебной коллегии по патентным делам;

5) Президиума;

6) Пленума.

Судьей Верховного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет. Последнее условие не относится к судьям судебной коллегии по патентным делам, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим или естественнонаучным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее трех лет. На таких судей патентной коллегии не распространяются общие требования, касающиеся прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена.

Председатель, его заместители и судьи Верховного суда назначаются на должность Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания и исполняют свои обязанности бессрочно (п.2 ст.98 Конституции). В настоящее время штатная численность Верховного суда установлена в количестве 51 чел.

Количество народных заседателей для Верховного суда составляет 10 человек на одного судью. Их подбор осуществляется управлениями юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов сроком на пять лет. Списки народных заседателей Верховного суда утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: