Другие поселения

Верования

Погребения

Орудия труда

Занятия

Жители занимались земледелием. Торговали местными продуктами: битум, сера, так и привозными: бирюза, обсидиан, нефрит и диорит из Малой Азии.
Видим, что на достаточно больших расстояниях находились постоянные торговые партнеры этого города, а его купцы не боялись ездить на большие расстояния или смогли наладить этапный обмен.

Так же, как у натуфийцев, серпы и жатвенные ножи, зернотерки.
Известна шлифовка камня, вытачивание, сверление. Прогрессивные технологии до того, как они стали массовыми, сначала реализуются в трех сферах: знаки социального престижа, украшения и боевое оружие.
Специализированного боевого оружия не было найдено. Возможно, люди, которые сражались на стенах Иерихона, били врагов предметами хозяйственного обихода – топорами, мотыгами.
Лук и стрелы были известны и ранее. У стрел появился черешок. Праща и дротик.
Есть посуда из камня. Каменную посуду человек изготовлял за тысячелетия до появления предметов из обожженной глины. Она выточена из камня. В основном это знаки социального престижа, возможно — сакральные предметы. Видимо, были еще и кожаные, и деревянные сосуды, в которых можно греть воду, бросая в нее раскаленные камни.

Расположены внутри поселка. Часть из них располагалась под полом домов или на открытом пространстве. Трупоположение – скорченное.

Произведения сакрального искусства – это первые изделия из глины. Глина для этого могла быть просто высушенной, но могла быть уже и обожженной.

Женские статуэтки. Большинство исследователей считали их изображением богини-матери, женского божества плодородия. Важную роль здесь играли культы плодородия, которые обычно ассоциировались с женским плодородием.
Замечено, что мужские символы начинают используются тогда, когда формируется государство, которое основано на мощи и силе его правителя.

Нахаль Орен

Из современных Иерихону памятников, это Нахаль Орен на побережье у г. Кармил. Здесь на террасах были построены из камня многочисленные округлые жилища, стоящие очень тесно. Это деревенское поселение высокой степени плотности. Внутри домов очаги, в центре столб, упирающийся в выдолбленный камень. Размер помещений: 5 х 3 м. Там могла жить небольшая семья. Круглые жилища обычно окружают вымощенную площадку, где расположены хозяйственные ямы=склады. Туда складывали зерно и замазывали глиной. Складывали и пищу для ежедневного потребления, а когда яма переставала функционировать, то туда нередко клали покойника; порой эти ямы становились мусорными.
Иными словами у каждой семьи был свой очаг, ее члены сами готовили еду, но запасы в ямах – общие и хозяйственная жизнь – общая.

Мюрайбит

Такого же рода круглые жилища мы видим и на севере в Мюрайбите. Они таких же размеров и больше, но наземные стены – на каменном основании, выше – из жердей и плетенки, обмазанной глиной. Окон не было; довольно широкий дверной проем, видимо, и был необходимым источником света.

Ранние жилища обычно маленькие – всего лишь 2 х 2 метра. Это «спальные камеры», вся хозяйственная жизнь идет во дворе, но двор может быть. как показано выше, или «общий», или «свой». В Мюрайбите появляются первые комнаты, когда округлое большое жилище разбивали на отдельные помещения: центральное (вроде холла) и маленькие спальные комнаты. Перекрытия делались из жердей, обмазанных глиной. Внутренняя планировка тяготеет к прямолинейности. Считается, что «прямоугольность» в помещениях появляется вместе с многокамерностью.

Неслучайно, что когда приходят люди попроще «из деревни» (социально попроще, а не экономически), то на смену прямоугольным порой опять приходят круглые в плане дома. Поэтому в последующие тысячелетия (до 2 тыс. до н.э.) включительно, круглые дома более характерны для сельских районов, а прямоугольные — для городов. Для ряда случаев появление в городах нагорья круглых домов означало приход деревенских жителей, принадлежащих тому же региону, тогда смешение при приходе — не этническое, а социальное (в таких случаях керамика в жилищах двух типов — схожая).

Лекция 16

Энеолит долины Нила (5 – 4 тыс. до н.э.)

Обратите внимание на сайт Digital Egypt for Universities, созданный University College London.
https://www.digitalegypt.ucl.ac.uk

1. Бадарийская культура (4500 – 3800 гг. до н.э.)

Название от поселения Эль-Бадари в Среднем Египте. Распространена в Среднем и Верхнем Египте. Нет в Нижнем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: