Социологические направления и концепции

Психологические направления и концепции

Век

Продолжалась дифференциация знаний «девиантного поведения». Получает внимание в дополнительных дисциплинах и направлениях. Продолжалось в биологическом и социологических направления.

В рамках биологического направления получает продолжение теория Ч.Дарвина. Флоренс объяснял формы девиации, как агрессия, являющаяся формой борьбы за существования.

Аммон выделял идеалы конструктивной деструктивности.

В рамках криминологии известны генетические исследования Питса; предрасположенность к криминальному поведению. Подвергалось критике.

Анатомическая теория. Работы Шелома – темперамент и поведение.

Исследования Айзека привели к выводу, что индивидуально-психологические характеристики личности соответствуют преимущественной направленности личности. Экстраверты более предрасположены к преступному, девиантному поведению, нежели интроверты. Также могут быть факторы способности устойчивости к стрессу; повреждения нервной системы.

Как правило, наследуется не какая-либо форма девиантного поведения, а определенные свойства, которые приводят к подобным поступкам.

Психоанализ З.Фрейда. Источник отклонения в психоанализе – постоянный конфликт между бессознательными влечениями («оно») и структурой «сверх-Я». Бессознательное влечение всегда ищет выход. Однако, свобода и самореализация человека ограничивается культурой. Подавление либидо ведёт к сублимации (подавлении), которые проявляются в виде позитивных и негативных (преступления, насилие и пр.) явлениях.

В соответствии с психоаналитической психологии выступают главным объектом в мире ребёнка – родители.

Теория объектных отношений – идея связи психологических проблем и объектных отношений (близких).

В рамкахпсихоанализа выявляются основные факторы в процессе девиантного поведения – конфликты между сознательным и бессознательным, сублимация энергии либидо, отношения с родителями, мортино (стремление к смерти??).

Экзистенционально-гуманистическая психология. Человек – личность, ответственная за свои поступки.

Бихевиоризм. Поведение, внешние проявления могут поддаваться измерениям. Окружающая среда полностью определяет сущность поведения и девиантного поведения человека.

Особенности теории социального научения (Бандура). Врождённым являются только элементарные рефлексы, границы возможностей человека. Всё остальное поведения человека обусловлено социальными факторами.

Когнитивно-поведенческий подход (близкое к бихевиоризму). Активно изучается коппинг – процесс приспособления следующего за стрессом явления. Коппинг рассматривается как важный процесс социальной адаптации.

Категория аномии Дюркгейма, источник вдохновения для Мертона. Аномичный стиль поведения является нормальным на социальные изменения в обществе. Парсенс расширил типологию аномический приспособлений; объяснял возникновения социальных девиаций и выполнению ожиданий.

Теория социальных обручей Хирше. Чем больше люди верят в ценности общества, чем активнее они стремятся к исполнению этих ценностей, участию в социально одобряемой деятельности, чем глубже привязанность к родительской семье, тем меньше вероятность осуществления девиантных поступков.

Концепция теория стигматизации Бейкера??. Анализ типов взаимодействия общества с человеком-девиантом. Клеймо девианта ставится более высокими по статусу личностями более низким.

Теория структурной напряжённости характеризует сущность девиантного поведения как следствия разочарования законными способами достижения своих целей (Джордж Рицц).

Теория привязанности (дифференцированного общения). Утрата людьми тенденций проявлять симпатию (любовь) к кому они привязаны.

Социо-ролевая теория (Митт, Додж, Крауз). Девиант – некая роль и соответствующая система ожиданий от него.

Пути решения глобальных проблем теоретической области:

1. Дальнейшая дифференциация и развитие

2. Объединение различных теорий и построение целостной системы знаний о девиантном поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: