Избирательные системы

Взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом (избирателями) устанавливаются на основе конкретных правил, которые называются избирательной системой, или избирательным режимом (их еще называют электоральной системой). Это те правила, с помощью которых подданные назначают правителей, определяют соотношение законода­тельной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательные системы не явля­ются нейтральными, они оказывают существенное влияние на политический режим.

Стабильные демократии представляют собой политические режимы, в которых правители получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формиро­вания правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления. Структуру сложившихся демократических институтов не следует рассматривать как простое отражение общественных предпочтений, поскольку сами эти предпочтения неопределенны. Предпочтения инди­видов, их способность различать всевозможные альтернативы колеблются от самых лучших до самых худших. Выбор же воз­можных альтернатив осуществляется в обществе, состоящем из многообразных групп, интересы и мнения которых вступа­ют в конфликт друг с другом.

Исход выборов определяется, с одной стороны, предпочте­ниями избирателей, а с другой - правилами подсчета их голо­сов. Избирательные системы в различных странах отличаются друг от друга, что не может не порождать известное многооб­разие институциональных типов демократии. Рассуждения по поводу достоинств и преимуществ существующих избира­тельных систем обычно сводятся к доказательству того, какое правительство предпочтительнее - сильное или более представи­тельное, хотя существуют избирательные режимы, стремящиеся сочетать оба принципа - представительности и эффективности власти. В конечном счете, в зависимости от исторических осо­бенностей, содержания и однородности социокультурной сре­ды, зрелости политической инфраструктуры избирательные системы различными путями пытаются обеспечить политиче­скую стабильность в обществе.

Основными электоральными системами, используемыми в различных странах с теми или иными модификациями, явля­ются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними сводятся к способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти; количеству партий и их роли; способу формирования парламентского большинства.

При мажоритарной системе (основанной на принципе боль­шинства) от каждого избирательного округа избирается один де­путат, поэтому победителем на выборах признается тот, кто на­брал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (т. е. 50% + 1 голос) и относительным (т. е. больше, чем у соперника). При выдвижении нескольких кандида­тов на выборах достичь абсолютного большинства в первом туре очень сложно, и в странах, где используется мажоритарная систе­ма в один тур (например, в Великобритании), а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал не менее 50% голосов.

В тех же странах (например, во Франции), где ни один кандидат не получает требуемого числа голосов (50% + 1 от всех участвующих в голосовании), проводится второй тур, в который выходят два кандидата, набравших наибольшее коли­чество голосов. Во втором туре победителем признается тот кандидат, за которого отдано относительное большинство го­лосов избирателей. В ряде стран (например, в США), если кандидат набрал абсолютное большинство голосов (50% + 1), он получает все голоса выборщиков данного избирательного округа, проигравший же претендент не получает ни одного голоса в этом избирательном округе.

Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количест­вом полученных на выборах голосов по партийным спискам. Каждая партия получает в парламенте то число мест, которое строго соответствует количеству поданных за ее список голо­сов на общенациональных выборах. Общее число мест скла­дывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе. Например, данный избирательный ок­руг должен представлять в парламенте семь депутатов. Каждая партия получает от семи мест столько, сколько пропорцио­нально соответствует набранным голосам избирателей. Та пар­тия, которая получила 50% голосов, располагает четырьмя мандатами (применяется принцип округления), остальные партии также получают в парламенте то количество мест, ко­торое пропорционально набранному на выборах числу голосов.

В ряде стран (включая Россию) существует смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система. Так, в Германии одна половина парламентариев избирается по ма­жоритарной системе в один тур (система относительного большинства), а вторая половина депутатов бундестага - на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

Различия между пропорциональной и мажоритарной система­ми М. Дюверже усматривал в том, что они формируют различные партийные системы. Взаимосвязь электоральной и партийной сис­тем он выразил в следующих социологических законах:

1) мажоритарная система в один тур способствует установ­лению двухпартийности с чередованием независимых партий;

2) мажоритарные выборы в два тура ведут к объединению многочисленных, относительно стабильных партий в две коа­лиции;

3) пропорциональное представительство способствует процветанию многопартийности, т. е. становлению системы многочисленных и независимых партий.

М. Дюверже отмечал и обратное влияние партийной систе­мы на характер избирательного режима. Естественно, что двухпартийная система ведет к установлению выборов в один тур. Сам М. Дюверже не настаивал на том, что эти законы вы­являют все взаимосвязи между избирательной и партийной системами. Скорее, речь идет о тех вероятностях, которые вы­текают из их взаимосвязи. Например, принцип пропорцио­нального представительства никак не влияет на количество партий, в то время как принцип относительного большинства вытесняет из парламентской борьбы мелкие партии и обрекает их на исчезновение. Однако замечено, что число партий при системах пропорционального представительства больше, чем при мажоритарных системах в один тур.

Мажоритарная и пропорциональная системы голосования во многом определяют эффективность исполнительной власти. Сильное правительство характерно для мажоритарной систе­мы, при которой однопартийное правительство формируется победившей на выборах партией, в то время как пропорцио­нальная система порождает раздробленность политических сил и, как следствие, ведет к созданию коалиционных кабинетов.

Эффективность исполнительной власти зависит от того, каким способом формируется парламентское большинство. В парламентских режимах правительство может быть сильным, если опирается на парламентское большинство, которое фор­мируется либо коалицией малых партий, либо партией боль­шинства, контролирующей парламент. Однопартийное прави­тельство характерно для мажоритарных систем, поскольку оно опирается на однопартийное большинство в парламенте. При пропорциональном представительстве правительство обычно формируется на основе коалиции партий, совместно представ­ляющих основную массу избирателей.

В президентской системе парламентское большинство мо­жет придерживаться иных взглядов, чем партия президента, однако это не мешает политической системе быть устойчивой, что подтверждает опыт США. Следовательно, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы устанавливают оп­ределенные отношения между парламентом, правительством и электоратом. Для тех стран, которые только выбирают избира­тельную модель, важно представлять эффективные и неэффек­тивные сочетания электоральных систем с формами правления.

Два первых сочетания обеспечивают сильное и эффектив­ное правительство. Первый вариант - британский, представ­ляющий собой парламентскую форму правления с мажоритар­ной системой представительства: в избирательной борьбе участвуют две партии, одна из которых побеждает. Победив­шая партия контролирует парламент и правительство. Одно­партийное правительство опирается на парламентское боль­шинство, что позволяет ему проводить самостоятельный политический курс. Правда, мажоритарная система в условиях двухпартийности имеет тот существенный недостаток, что ко­лебания в электоральных предпочтениях могут привести к власти оппозиционную партию, а чередование партий у вла­сти порождает смену политического курса, слабую преемст­венность в развитии общества.

Второй вариант - это сочетание мажоритарной системы с президентской формой правления. Здесь возможности испол­нительной власти определяются прямым формированием ее на общенациональных выборах. Примером такой практики явля­ются США. При слабости политических партий избирательная борьба становится состязанием сильных лидеров, которые по­лучают мандат на правление не от парламента, а от народа.

Третий вариант - парламентская модель с системой про­порционального представительства. Она не формирует эффек­тивного правительства, однако позволяет ему быть достаточно дееспособным при определенных условиях. Эта модель рас­пространена во всех западноевропейских странах (за исключе­нием Франции и Великобритании). В них правительства фор­мируются на основе коалиции партий, и пока сохраняется коалиция партий, правительство способно опираться на нее и проводить свой курс.

Наиболее неустойчива такая комбинация: президентская система с пропорциональным представительством. Поскольку голосование происходит по партийным спискам, постольку будущий парламент изначально политически неоднороден и раздроблен. Партия президента в этих условиях не является доминирующей в парламенте. Президент формирует прави­тельство без участия парламента, поэтому у последнего нет стремления поддерживать его. Изначально в подобной системе заложен конфликт исполнительной и законодательной власти. Но коль скоро президент не может управлять без поддержки парламента, то он должен либо договориться с ним, либо пра­вить без него. В последнем случае опасность состоит в том, что не развиваются представительные институты демократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: