Классификация организационных структур органического типа
Шахтная ОС
«+» освобождает линейных руководителей от несвойственных им функций; обеспечивает производства ресурсами; возможность кординации между линейными и функцональными подразделениями; высокая степень специализации структурных подразделений предприятия.
«-» необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущтхх вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и с высшим руководством; длинная цепь команд, следовательно искажение коммуникаций.
Дивизиональная ОС – линейно-функциональная по своей сути, но доминируют в ней производственные службы.
Особенности: потребность в этой ОСУ обусловлена концепцией производчтва; увеличением размеров предприятия и диверсификации их деятельности; структуризация производства осуществляется по отдельным, по выпускаемой продукции (или по обслуженным регионам); руководители функциональных служб подчинены руководителям производственных служб.
|
|
«+» ускоряется реакция на изменения во внешней среде; улучшение кординации деятельности производственных служб и фирмы в целом; возникновение у производственных подразделений преимущества малых фирм.
«-» рост иерархичности и аппарата управления в целом; дублирование функций управления; дублирование работ для разных подразделений.
Область распространения: при наличии в фирме разнородных направлений деятельности.
Региональная ОС – разновидность дивизиональной. Она предусматривает выделение подразделений, работающих с конкретными ресурсами и районами.
«+» хорошее знание регионов и районов потребления; учет проблем связанных с законодательством, обычаями и нуждами потребителей в каждом регионе и районе; гибкая адаптация к условиям местных рынков.
«-» рост иерархичности и аппарата управления в целом; дублирование функций управления; рост затрат на управление.
Органический тип характеризуется:
*индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат;
*отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений;
*сокращение числа уровней иерархии;
*высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом;
*ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию;
*взаимная информированность;
*самодисциплина.
Проектные, Матричные, Программно-целевые, Бригадные структуры.
Проектные:
«+» высокая гибкость и сокращение численности управления персонала по сравнению с иерархическими структурами.
«-» очень высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта; происходит дробление ресурсов между проектами; наблюдается сложность взаимодействия руководителей проектов.
|
|
Матричные: двойное подчинение
«+» ориентация на выполнение конечной цели программы; межфункциональная координация работы; эффективное текущее планирование; рациональное использование качественных ресурсов; повышение степени контроля за работой; разгрузка высшего руководства.
«-» трудности в обеспечении баланса власти между руководителями вертикального и горизонтального уровня; нарушение коммуникаций между постоянными и временными участниками работы; сложность отчетности и контроля за работой; угроза двойного подчинения для сотрудников; высокие требования к квалификации персонала.
Программно-целевые: приглашается руководитель проекта.
Мотивация – совокупность внутренниих и внешних движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий, задают границы и формы деятельности и придают деятельности направленность, которая ориентирована на достижение определенных целей.
Мотивация труда – стремление работника удовлетворять свои потребности посредством трудовой деятельности.
Хар-ка мотивации:
- цель – желаемый объект и его состояние, к обладанию которого стремится человек.
- потребности – нужда в чем-то объективно-необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.
- мотивы – побуждение человека к действию, направленному на достижение необходимого результата или цели.
Мотивирование – процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов.
- стимулы – побуждение к действию или причина поведения человека.
Виды стимулов:
1-принуждение – административные методы принуждения – замечание, выговор, перевод на другую должность;
2-материальное поощрение – стимулы в материально-вещевой форме – з/п, вознаграждение, премии;
3-моральное поощрение – стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека – благодарности, грамоты;
4-самоутверждение – внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внутреннего поощрения. Самый сильный стимул, но проявляется только у наиболее развитых членов общества.
Принципы мотивации:
1)Мотивация носит сугубо индивидуальный характер, трудно найти людей, которые вели бы себя одинаково;
2)Ни один человек не является полностью предсказуемым;
3)Процесс возникновения и исчезновения потребностей изменчив;
4) Трудность, связанная с анализом мотивации заключается в том, что потребность трудно выделить, обозначит в ясном виде.
Мотивационный процесс: Возникновение потребностей – поиск путей устранения потребностей – определение направления действия – реализация действия – осуществление действий за полученное вознаграждение – устранение потребностей.