Проблемы соотношения централизации и децентрализации в структуре органов управления фирмы
Департаментолизация – процесс деления организаии на отдельные блоки, которые могут называться отделениями, цехами и т д.
Принципы департаментолизации:
1. оптимальное сочетание централизации и децентрализации;
2. делегирование полномочий;
3. принцип оптимальности;
4. принцип соответствия.
Централизация – концентрация властных полномочий на верхнем уровне руководства организаии. Цель – увеличение всеэнергии, улучшение координации, предотвращение ошибок.
Децентрализация – передача или делегирование прав и ответственностей на нижний уровень управления.
Факторы централизации и децентрализации:
1-количество решений, которое принимается на нижестоящем уровне управления;
2-важнось решения;
3-последствия решений;
4-степень контроля за работой подчиненных.
Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организаии, направлять усилия сотрудников на реализацию задач.
Ответственность – обязательства выполнять задачи и отвечать за их удовлетворительную реализацию.
Обязательства – комплекс проблем, которые должен решить менеджер и от которых он не может уйти или отвернуться.
Моментами удачной передачи полномочий является:
-передавать полномочия способным людям;
-оценить риск, связанный с передачей полномочий;
-установить твердые сроки выполнения задачи;
-дозировать передачу полномочий.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления.
ОСУ – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Принципы построения ОСУ:
1. ОСУ должна отражать цели и задачи организации;
2. должна отражать функционированное разделение труда и объем полномочий работников управления, принцип рационального делегирования полномочий;
3. должна кординировать соотвие между функциями и полномочиями своих сотрудников с одной стороны, квалификацией и уровнем культуры с другой;
4. должна быть ориентировна возможность меняться;
5. должна соответствовать социально-культурной среде и условиям, в которой ей предстоит функционировать.
Требования к конструированию ОСУ:
1) принцип единоначалия;
2) принцип установления точных границ мужду менеджером и функционированным руководителем;
3) принцип распространенности контроля;
4) принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого;
5) принцип гибкости и экономичности.
4 метода проектирования ОСУ:
1. Аналогии. Состоит в выработке на основе анализа передового опыта типичных структур управления для предприятия, функционирующих в сходных условиях.
2. Экспертный – изучение организации, выявление и осмысление ее наиболее специфических особенностей, «узких мест» в работе аппарата и выработка рекомендаций.
3. Структуризации целей – выработка системных целей организации и ее последующее совмещение разрабатываемой структурой.
4. Организационного моделирования – разработка формализационных, математических, графических описаний распределения полномочий и ответственности в организации с тем, чтобы на основе четко сформированных критериев оценить степень рациональности организационных решений.