Введение. Курс лекций по учебной дисциплине

Тамбов 2011

Курс лекций по учебной дисциплине

«Ценообразование»

Содержание

  Стр.
Введение  
Тема 1. Цена: понятие, функции, цели и факторы ценообразования  
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике  
1.2. Функции цены  
1.3. Процесс ценообразования. Внешние факторы ценообразования  
1.4. Цели ценовой политики и принципы ценообразования  
1.5. Информация, необходимая при принятии управленческих решений о ценах  
Вопросы для самопроверки  
Тема 2. Классификация цен. Стратегии ценообразования  
2.1. Состав и структура цен  
2.2. Система цен  
2.3. Признаки классификации цен  
2.4. Классификация цен в зависимости от условий поставки и продажи товаров (франкирование цен)  
2.5. Трансфертные (внутрифирменные) цены  
2.6. Стратегии ценообразования  
Вопросы для самопроверки  
Тема 3. Методы ценообразования  
3.1. Общий порядок формирования цены  
3.2. Затратные методы ценообразования: ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль»  
3.3. Рыночные методы установления цены на товар  
3.4. Установление цен по географическому принципу  
3.5. Установление цен со скидками. Инициативное снижение и повышение цен  
3.6. Дискриминация цен  
3.7. Эконометрические методы определения цен  
3.8. Установление цен на товары-новинки  
3.9. Установление цен на товары, стабильно реализуемые на рынке  
3.10. Формирование цены с учетом жизненного цикла товара  
3.11. Скидки и надбавки к ценам  
Вопросы для самопроверки  
Тема 4.Рыночная конъюнктура и ее влияние на ценообразование. Ценообразование на рынках различных типов  
4.1. Экономическая конъюнктура и ценообразование  
4.2. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка  
4.3. Цены и инфляция  
4.4. Статистика цен  
4.5. Ценообразование на рынках разных типов  
4.6. Реакция участников рынка на изменение цен  
4.7. Оценка чувствительности покупателей к уровню цен  
4.8. Ценообразование на товарных биржах  
4.9. Аукционные цены  
4.10. Торги и цены  
4.11. Ценообразование на рынке транспортных услуг  
4.12. Таможенная стоимость товара  
Вопросы для самопроверки  
Тема 5. Ценообразование на мировом рынке  
5.1. Цена как инструмент маркетинга на зарубежных рынках  
5.2. Основные факторы, влияющие на уровень цен на международном рынке  
5.3. Принципы определения внешнеторговых цен  
5.4. Виды контрактных внешнеторговых цен и поправки к ним  
5.5. Механизм формирования мировых цен на продукцию обрабатывающей промышленности и сырье  
5.6. Опыт государственного регулирования цен в зарубежных странах  
Вопросы для самопроверки  
Материалы для практических занятий  
Контрольный тест  
Рекомендуемая литература  
Глоссарий  

«Цены и ценообразование» - одна из основных дисциплин экономического образования. Особую актуальность проблема цен и ценообразования приобретает в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике.

Большая роль дисциплины «Цены и ценообразование» в учебном процессе связана с огромным значением цен в рыночной экономике.

Это значение обусловлено тем, что:

• цены являются одним из основных инструментов создания структуры производства;

• цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку на рынках, где определяются их уровень и его изменения (од влиянием рыночных факторов;

• государство уделяет много внимания ценовой политике, что­бы не допускать роста цен;

• при рыночных отношениях действуют принципиально новые подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены по сравнению с условиями командного управления экономикой.

Основные задачи тех, кто изучает вопросы ценообразования:

• приобретение и углубление знаний по актуальным проблемам ценообразования в современных условиях развития экономики России;

• знакомство с существующими теоретическими подходами к ценообразованию, зарубежной практикой ценообразования, систе­мами формирования цен на предприятиях и тем, как ценообразование взаимосвязано с другими аспектами деятельности предприятий.

В курсе лекций рассмотрены пять тем:

В теме 1 дано определение понятия «цена», рассматриваются функции цены, а также цели и факторы ценообразования.

В теме 2 речь идет о классификации цен и стратегиях цено­образования.

В теме3подробно освещаются методы ценообразования, практика их применения, а также использование надбавок, скидок и поправок к ценам.

Тема 4посвящена рыночной конъюнктуре и ее влиянию на цено­образование на рынках различных типов.

В теме 5анализируется процесс ценообразования на миро­вом рынке, а также опыт государственного регулирования цен в зару­бежных странах.

К каждой теме даны вопросы для самопроверки.

По окончании тем приведены контрольный тест и материалы для практических занятий, что поможет усвоению изученного материа­ла.

Тема 1. Цена: понятие, функции, цели и факторы ценообразования

План лекции

1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике

1.2 Функции цены

1.3. Процесс ценообразования. Внешние факторы ценообразования

1.4. Цели ценовой политики и принципы ценообразования

1.5. Информация, необходимая при принятии управленческих решений о ценах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: