ТЕОРИЯ СПРОСА
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Любой рынок базируется на трех основных элементах:
Цена (Р)
nСпрос (D) и предложение (S)
nКонкуренция
Цена дает информацию:
nоб условиях продажи;
nпо ней сверяется правильность сделанного выбора, преследующего частный интерес;
nпри помощи цены увязываются бесчисленные индивидуальные рынки;
nс помощью цены корректируют объем производственной продукции;
nцена определяет кем будет потреблен продукт.
Конкуренция:
nсдерживает частный интерес;
nнаправляет этот интерес на производство нужных обществу товаров;
nведет к полному и эффективному использованию ресурсов;
nограничивает рост цен;
Если цена – организующая сила рынка, то конкуренция – регулирующая и сдерживающая.
Между этими двумя точками находятся спрос и предложение, механизм их взаимодействия.
Спрос - платежеспособная потребность, количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.
Закон спроса - с увеличением цены спрос на товар падает, и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.
Т.О., обратная зависимость
Из закона спроса следуют два вывода:
nпонижение цены приносит новых покупателей;
nпонижение цены заставляет старых покупателей этого товара делать дополнительные покупки.
Действие закона спроса объясняют:
n Эффект дохода: если цена товара падает, то при этом же доходе потребитель может покупать больше товара, т.е. его спрос вырастет;
n Эффект замещения: если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, т.е. спрос на данный товар упадет.
Закон спроса не действует:
nпри дефиците товаров и ажиотажном спросе;
nв отношении редких и дорогостоящих товаров, приобретение которых является средством сбережения;
nпри переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых;
nв отношении товаров престижного потребления.
Предпочтение потребителей (вкуса и моды) | Если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот |
Изменение дохода потребителей | При росте доходов потребителей спрос повышается, и наоборот |
Количество покупателей на рынке | Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, и наоборот |
Цены других товаров | Если товары взаимозаменяемые, то изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар. В случае взаимодополняющих товаров изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар |
Ожидание покупателей в отношении изменения цен | При ожидании роста цен спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос, и наоборот |
Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается на кривой спроса