Духовная сущность человека

Ступени развития живого.

Что касается границы психического, то она совпадает с границей живого вообще.

1.Самую нижнюю ступень психического образует бессознательный, лишенный ощущения и представления “чувственный порыв” - эту первую ступень мы можем и должны отвести растениям.

Сущностное направление жизни, которое обозначается словом “растительная”, “вегетативная” - есть порыв, направленный вовне.

Эта первая ступень внутренней стороны жизни, чувственный порыв, имеет место и в человеке.

Нет даже самого простого ощущения, восприятия или представления, за которым не стоял бы темный порыв.

Одновременно порыв представляет единство всех богато дифференцированных влечений и аффектов человека.

2.Второй сущностной формой души (психического), следующий за экстатическим чувственным порывом в объективном порядке ступеней жизни, следует назвать инстинкт.

Инстинктивное поведение характеризуется следующими свойствами:

a) оно целенаправлено;

b) оно должно происходить в некотором ритме;

c) оно проявляется лишь на ситуации, которые значимы для видовой жизни, а не для особого опыта индивида.

d) Инстинкт в своих основных чертах прирожден и наследственен.

Инстиктивное поведение никогда не является реакцией на особое содержание окружающего мира, меняющееся от индивида к индивиду, но всякий раз есть лишь реакция на видо-типическое упорядочивание возможного окружающего мира.

3.Третья психическая форма – ассоциативная память, когда поведение становится более осмысленным и находится в строгой зависимости от числа опытов или так называемых пробных движений.

Принцип памяти соединяется у животных с подражанием действиям и движениям на основе выражения аффекта и сигналов сородичей.

Благодаря соединению обоих явлений только и образуется “традиция”, привносящая к биологическому наследованию совершенно новое измерение.

4.Четвертая сущностная форма психической жизни – принципиально еще органически скованный практический интеллект. Так как его конечным смыслом является действие, благодаря которому организм достигает или не достигает своей цели.

То, что делает человека человеком, есть принцип, противоположный всей жизни вообще – это дух.

Деятельный же центр, в котором дух находится внутри конечных сфер бытия, мы будем называть личностью, в отличие от всех функциональных “жизненных” центров, которые при рассмотрении их с внутренней стороны, называются также “душевными” центрами.

Основным определением “духовного” существа – является его экзистенциальная независимость от органического, свобода от “жизни” и всего, что относится к “жизни”.

То есть “духовное” существо больше не привязано к влечениям и окружающему миру, но “свободно” от “окружающего мира” и “открыто миру”. У такого существа есть “мир”.

Животное строит свое поведение в соответствии со структурой окружающего мира. Структура этого мира точно и замкнуто соответствует его физиологическому своеобразию. Определяя структуру влечений и чувств.

 
 


Для человека же характерно совершенно противоположное по форме поведение.

Человек, способен осуществлять свободное, исходящее из центра личности торможение, первоначальных импульсов влечения, определяемых внешним, предметным миром. И окончательно применять предметность какой-то вещи, переживая ее в собственном сознании как нечто самоценное и окончательное.

Открытость имеет следующую форму:

 
 


Человеческое поведение способно к безграничному расширению мира.

Человек способен к “самосознанию” собственного поведения и собственного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: