Самосознание – это первый сущностный признак человека

Вторым сущностным признаком человека является способность опредметить собственное физиологическое и психическое состояние. Сделать это не просто реакцией на мир, а составляющей этого мира.

Поэтому личность человека следует мыслить как центр, возвышающийся над противоположностью организма и окружающего мира.

Третий сущностный признак состоит в том, что человек имеет единое пространство. Человеческое созерцание пространства и времени предшествует всем внешним восприятиям. И коренится в способности произвольно организовать движения и действия в определенном порядке.

“Пустым” мы называем первоначально неисполнение наших ожиданий, вызванных влечениями.

Для миросозерцания человека пространство и время являются пустыми формами, предшествующими всем вещам. Это становится понятным исходя из избытка неудовлетворенных влечений сравнительно с удовлетворенными.

Только человек, поскольку он личность, может возвыситься над собой как живым существом.

Человек научается во все большем объеме считаться с самим собой, и всем своим физическим и психическим аппаратом как с чуждой вещью, находящейся в строгой причинной связи с другими вещами.

Таким образом, человек – это существо, превосходящее само себя и мир.

Центр духа, личность, не является ни предметным, ни вещественным бытием, но есть лишь постоянно самоосуществляющееся в себе самом упорядоченное строение актов. Таким образом мы можем исходить из трехвекторной модели человека, как основы гуманитарного подхода в социальной педагогике. Суть этой модели для социальной педагогики состоит в том, что для благополучия человека важны все три его составляющих: здоровье (биологическое естество), положение в социуме (социальная сущность) и духовный мир(ценности, идеи, идеалы, творчество). Только в равновесии этих составляющих человек проявляет свою истинно человеческую сущность

духовность

Биологическое Социальная

Естество Сущность

Рис.1 Трехвекторная модель человека

Конечная цель социально-педагогической работы как раз и состоит в согласовании всех этих векторов человека, а не в абсолютизации какой-то одной или даже двух сторон. Принцип развития подразумевает развитие каждого из векторов с учетом возраста, уровня личностного развития и социального положения клиента.

ЛЕКЦИЯ № 4

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

.

цели изучения лекции:

А) знать: В) уметь:
- социологическую трактовку взаимодействия общества и индивида - оперировать моделями взаимодействия человека и общества;
- социальную сущность человека, как члена социальных систем; - характеризовать социальные системы;
- особенности социальных систем.  

Ключевые понятия: общество, индивид, социальная система

1. Модели взаимодействия “ общество - индивид”.

2. Качественные свойства социальных систем.

3. Социальная система и социальная структура.

4. Социальная система и культура.

Социальный характер жизни человека является определяющим для характеристики человека. Однако не существует общих определений общества как такового.

Социология - это наука, изучающая общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социума - социальной реальности.

Общество - продукт взаимодействия людей, представляет собой многогранное и сложное в структурном отношении явление.

Область социальных отношений, как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т.д.).

Социальная педагогика, которая видит свою задачу в изучении воспитательных сил социума, направленных на развитие личностного потенциала личности, с необходимостью использует термины, понятия, категории и методы исследования, выработанные социологией.

В социологии можно выделить две модели взаимодействия общества и индивида.

1. Первая модель, связанная с немецким социологом М.Вебером (1864-1920), рассматривает социальные объекты, общество как результаты целенаправленного или осмысленного человеческого поведения (или как образованные им.)

Общество

 
 


Индивид

(Веберовская модель)

2, Другая модель, связанная с именем Эмиля Дюрктейма (1858-1917), французского социолога, рассматривает общество как самоценное образование, обладающее собственной жизнью и которое диктует индивиду модели поведения.

Общество

 
 


Индивид

(модель Дюрктейма)

3. Американский социолог Питер Бергер предложил иную модель взаимосвязи общества и индивида.

Согласно этой модели “ социальную структуру нельзя охарактеризовать как некую самостоятельную вещь, отдельно от человеческой деятельности, произведшей ее.”

“ Эта структура воспринимается индивидом и как чуждая фактичность и как принудительная инструментальность...”

Т.е. согласно этой модели общество формирует индивидов, которые творят общество: и это - в непрерывном диалектическом процессе.

Общество Общество

               
   
       
 
 


Индивид

Модель Бергера

Эта модель ведет к серьезным ошибкам: с одной стороны она поощряет волюнтаризм в пониманий социальной структуры, а с другой - механический детерминизм в нашем понимании людей.

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ - это процесс, посредством которого человеческая субъективность, воплощается в продукты, доступные самому субъекту и его сотоварищам как элементы некоего общего мира.”

ОТЧУЖДЕНИЕ - процесс, который разрывает единство делания, производства, и его результата, продукта.

Общество есть объективация человеческих существ, а эти последние, со своей стороны, повторно присваивают или (интернализуют) в своем сознании общество.

4. Модель Роя Бхаскара.

Неверно говорить, что субъекты творят общество.

Скорее можно сказать, что они воспроизводят или преобразуют его.

Общество по отношению к индивидам предстает как нечто такое чего они никогда не делали, но что существует только благодаря их деятельности.

Всякая деятельность предполагает первичное существование социальных форм...

Общество есть и условие (материальная причина) и непрерывно воспроизводимый результат человеческой деятельности.

Общество

воспроизводство/преобразование

Индивид

Преобразовательная модель

Люди не творят общество, ибо оно всегда предшествует им.... На общество следует смотреть как на совокупность структур, обычных практических процедур и условностей, которые индивиды воспроизводят и преобразуют но которые реально бы не существовали, если бы они этого не делали. Общество не существует независимо от человеческой деятельности.

Процессы, посредством которых востребуются и поддерживаются накопленные умения, навыки, мастерство, необходимые для воспроизводства и преобразования общества можно дать родовое название - социализация.

СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ:

Социальные структуры (системы) сами суть социальные продукты, и могут быть возможными объектами преобразования и являются относительно устойчивыми.

1. Социальные структуры, в отличии от природных структур, не существуют независимо от видов деятельности, направляемые ими.

2. Социальные структуры, в отличие от природных, не существуют независимо от идей и представлений субъектов о сути своей деятельности.

3. Социальные структуры, в отличие от природных, могут быть лишь относительно устойчивыми. (Так что деятельности, которые они поддерживают не могут быть универсальными).

4. Нормальное функционирование соц. структур невозможно вне связи с определенными культурными ценностными стандартами.

Социальные структуры следует понимать как в принципе позволяющие, обеспечивающие средства и возможности действовать, а не просто как принудительные образования.

Посредствующая система - это система позиций (положений, мест, функций, правил, задач, обязанностей и т.д.), занимаемых индивидами, и практик (видов деятельности и т.д.) в которые они вовлечены в силу того, что занимают эти позиции (и наоборот).

Социальное взаимодействие - предпосылка всех общественных явлений.

(Процесс воздействия людей друг на друга, и в ход его поведение действующего лица сознательно реорганизуется под влиянием поведения другого лица и наоборот.)

Теоретические важные проблемы социологического анализа становятся понятными при учете взаимодействия трех сфер: культуры, общества и личности.

Соц. система - это способ организации множества взаимодействующих индивидов в единое целое.

Стабильными и устойчивыми элементами соц. системы выступают соц. позиции (статусы).

Динамический аспект соц. системы выражает понятие социальной роли. (Ролевые требования и ролевые ожидания).

Статус предписанный и статус достигаемый.

1. Социализация- это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирования собственного “я” проявляется уникальность данного индивида как личности.

Индивид не рождается готовой личностью, а становится ею в процессе социализации. С точки зрения социологии существует множество теорий, объясняющий механизм социализации.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал концепцию обобщенного другого.

В соответствии с концепцией, “ обобщенный другой” представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы, индивидуальный “Я” - образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя как другую личность. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его “ обобщенного другого”.

Это осознание “обобщенного другого” развивается через процессы: “принятия роли” и “исполнения роли”.

Принятие роли - это попытка принять н себя поведение в другой ситуации или другой личности.(В детских играх, во время гибели командиров во время войны).

Исполнение роли - это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Джордж Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей.

Первая- подготовительная стадия (от 1 до3 лет) - когда ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (девочка показывает куклу, внук повторяет прихрамывающую походку деда).

Вторая стадия - (игровая) (3-4года)-дети начинают понимать поведение тех кого они изображают, но изображение роли еще неустойчиво. (В начале дети строят, потом с воодушевлением ломают).

Третья - заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров (театр, инсценировки, спортивные игры).

Американский ученый - социолог А. Халлер в дополнении к теории Дж. Мида разработал концепцию “значимого другого”.

“Значимый другой” - это та личность, одобрение которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает.

Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного “Я”. (Кто в качестве значимых других?)

Все официальные статусы можно подразделить на два основных типа, которые предписываются индивиду и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для ролевого предписания.

Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность также используется во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей. Маленькие девочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за это похвалами взрослых. Мальчишки предпочитают машины и оружие и самое худшее для них прослыть “маменьким сынком”, “девчонкой”.

Многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.

В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, но имеют тенденцию в развитых странах, роли не имеют четких границ. Женщина может одновременно выступать в ролях жены, матери, главы фирмы и даже государства.

В Пакистане домашняя прислуга традиционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари - мужчины.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом: детство, юность, зрелость, старость. Старость во многих примитивных, или традиционных обществах уважаема и почитаема.

В современном обществе предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией остается только поддержание собственного существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: