Функции и структура рыночной системы

Формирование рыночного механизма и его функционирование

Вопросы:

1. Функции и структура рыночной системы

2. Формы и типы рыночных связей

3. Рыночная цена

Рынок - это система организационно-экономических отношений, действующая в сфере обмена товаров и услуг, в результате чего формируется спрос, предложение и цена.

С учетом границ действия рынка различают:

• Местный рынок

• Национальный рынок (рынок государства/страны)

• Региональный рынок (ЕС- 27 стран, АТР- азиатско-тихоокеанский регион, ШОС)

• Мировой рынок (совокупность внешних рынков мира)

Рынок как система рассматривается с позиций товарного производства и непосредственно рыночного механизма. Начальная стадия рыночной системы формируется производством, которое оказывает прямое воздействие на рынок. В условиях производства прогнозируется ожидаемые доходы от реализации производимой продукции. В результате общественного разделения труда, которое является основой товарного производства реализуется возможность рыночного обмена. Со своей стороны рынок оказывает обратное влияние на производство товаров, при этом действуют, так называемые, особые функции рынка:

1. Рынок интегрирует (объединяет) сферы производства и потребления. Без рыночного обмена производство не может служить потребителю.

2. Рынок является главным контролером конечных результатов производства, т. е. именно в процессе обмена выясняется в каких объемах и какого качества товары необходимы потребителям, т. е. соответствуют ли они спросу покупателей.

3. В процессе обмена происходит реализация интересов продавцов и покупателя.

4. Рыночный обмен учитывает те затраты, на которые может пойти общество при реализации продукции. Если цены товаров чрезмерно высоки, то спрос на них быстро падает, следовательно производиться и продаваться они не будут. Таким образом рынок принимает те товары, которые окупают собственную стоимость и учитывают возможности покупателей.

5. Формирование цены. Цены колеблются под влияние конъюнктуры рынка. Возрастание цен ведет к снижению спроса, но при этом высокие цены стимулируют производство. Следовательно, что бы определенный период товары продавались по высоким ценам они должны иметь высокое же качество, но в любом случае рост цен и увеличение объемов предложения товаров может продолжаться лишь до совпадения уровней спроса и предложения. В этом случае устанавливается единая равновесная цена.

6. Рынок дифференцирует (разделяет) производителей. Поскольку каждый из производителей стремится к наибольшему конечному финансовому результату (прибыль). А это возможно лишь в том случае, если изготовитель будет стремиться к постоянному снижению своих производственных затрат. В итоге, если рыночная цена выше стоимости товаров- прибыль гарантирована. В другом случае производитель получает убытки.

7. Дифференциация производителей способствует увеличению государства эффективных производств и сокращению (разорению) малоэффективных. Это увеличивает национальный экономический потенциал.

Данные функции характерны для всей рыночной системы, т. е. совокупности рынков различного значения.

Рыночная структура в современный условиях такова:

• Потребительский рынок. Реализация товаров народного потребления и рынок жилья.

• Рынок средств производства. Реализации (продажа) оборудования, транспортных средств, здания, вооружений.

• Рынок услуг. Коммунально-бытовые услуги, финансовые и страховые операции, социально-культурные услуги, коммерческие услуги.

• Рынок труда. Система взаимоотношений работодателей и наемных работников, осуществляемая через биржы труда и службы занятости

• Рынок научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИ и ОКР) - реализации научных исследований и разработок готовых к внедрению в практику.

• Рынок ссудных капиталов. Предоставление кредитов под определенные проценты отдельным лицам, организациям и государствам. Источник этих капиталов- временно свободные денежные средства организаций и населения на расчетных и текущих счетах в банках.

• Рынок валют. Национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных валют, а так же денежные расчеты во внешнеторговых отношениях (международные валютные рынки; мировые финансовые центры).

• Рынок интеллектуальной собственности. Реализация продукции творческих личностей.

• Фондовый рынок. Система биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами.

Начиная с середины 20 века в мировой экономике формируется понятие открытости (свободы) рыночных систем. Открытые рыночные системы является данная система государства, которая создает товары и услуги не только для собственного потребления, но и экспортирует их. При этом государство пользуется зарубежными товара и услугами, импортируя (ввозя) их на свою территорию. Закрытая рыночная система предполагает максимально изолированный образ эк. жизни (автаркия- самоизоляция). Подобное было присуще странам социалистической системы до 1991 года. В настоящее время подобный образ жизни характерен для Северной Кореи и в определенной степени для Лаоса, Венесуэлы и Кубы. Переход от закрытой к открытой рыночной системе связан с развитием определенных форм рыночных взаимоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: