Рыночное равновесие. Взаимодействие спроса и предложения

Взаимодействие спроса и предложения.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, реализующих свои экономические интересы. Пересечение экономических интересов покупателей и продавцов, взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графика их кривых (рисунок 4.8.).

 
 


P

d s

P1 E

0 Q1 Q

Рисунок 4.7–Рыночное равновесие

Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает рыночное равновесие, отражающее равенство желаний и возможностей продавцов и покупателей. Точка Е, в которой пересекаются кривые спроса и предложения и совпадают их интересы, называется точкой рыночного равновесия, а соответствующая ей цена Р1 – равновесной ценой. Равновесная цена – это цена, по которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на которое предъявлен спрос.

Когда рыночная цена устанавливается выше равновесной (Р2 > Р1), то предложение превышает спрос, так как рост цены по закону предложения будет стимулировать увеличение производства, а по закону спроса – снижать желание приобретать товары. В результате возникает избыток товара (от А до В), что приведет к затовариванию рынка (рисунок 4.8).

Р

A B

P2

E

P1

s d

0 Qa Q1 Qb Q

Рисунок 4.8–Ситуация затоваривания рынка

В этом случае между потребителями товара начинается конкуренция, которая будет способствовать снижению цены и приближению ее к точке равновесия Е. Ниже этой точки рыночная цена опуститься не может, потому что тогда производство и реализация становятся невыгодными для товаропроизводителя. Он не возместит затраты на изготовление и сбыт своей продукции и рискует обанкротиться. Если рыночная цена устанавливается ниже равновесной (Р2 < Р1), то это в соответствии с законом спроса побуждает покупателя наращивать объем покупок, но по закону предложения приводит к снижению деловой активности производителя. В итоге спрос превысит предложение (от С до D), то есть возникнет дефицит товара (рисунок 4.9).

При этом обостряется конкуренция между покупателями, что ведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к ее равновесному значению. Выше равновесной цены рыночная цена подняться не может, потому что у покупателя просто не хватит денег на приобретение товара.

Р

d

s

P1

С D

P2

0 Qc Q1 Qd Q

Рисунок 4.9–Ситуация рыночного дефицита

Так, благодаря проявлению законов спроса, предложения и конкуренции рыночное равновесие восстанавливается. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильноеравновесие имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние быстро восстанавливается вновь, а нестабильное – когда нарушенное равновесие сохраняется на протяжении длительного периода времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: