Лекция № 3. Маркетинговые исследования
Рассматриваемые вопросы:
1. Зачем проводят маркетинговые исследования?
2. Этапы проведения маркетинговых исследований.
3. Источники, каналы получения информации и способы ее обработки.
4. Результаты исследований.
Маркетинговые исследования включают:
- анализ рынка;
- исследование внутренней среды;
- исследование внешней среды;
- изучение сбыта товаров;
- исследование мотивов покупателей;
- исследование потенциала спроса;
- маркетинговая разведка;
- социальные исследования;
- исследование лучшего опыта организации производства и сбыта (бенчмаркинг);
- социальные исследования;
- разработка комплекса маркетинга.
Зачем проводят маркетинговые исследования.
1. Необходимо снизить риск возможной неудачи в бизнесе и потери денег.
2. Необходимо обойти конкурентов (конкурентная борьба обостряется).
3. Своевременно изменять направления деятельности предприятия (изменяются технологии, появляются все новые и новые виды товаров, привычные товары исчезают с рынка).
|
|
4. Организация дела на региональном, или национальном уровнях требует получения дополнительных данных для принятия решений.
5. Необходимость изменения ассортимента и номенклатуры реализуемых товаров.
6. Необходимость повышения эффективности деятельности предприятия.
7. Необходимость постоянного совершенствования товара и перехода от конкуренции цен к неценовой конкуренции.
8. Результаты исследований могут являться товаром и приносить прибыль.
Возможные цели фирмы:
· получение максимальной прибыли
· внедрение на рынок, захват рынка
· формирование респектабельного образа у потребителей
· выживание
· достижение максимального объема продаж
· обеспечения стабильной работы
· работа на перспективу
Возможные цели исследований:
· разработка стратегии предприятия
· выявление перспективных направлений деятельности
· выявление перспективных товаров
· определение наиболее эффективных технологий производства товара
· выявление перспективных рынков сбыта
· определение нужд и потребностей покупателей
· определения наиболее привлекательных рынков, их частей (сегментов)
· определение состояния и уровня спроса
· разработка товара (дизайн, качественные, количественные характеристики)
· установление цен
· выявление наиболее эффективных каналов распространения товара
· определение наиболее эффективной рекламы и методов стимулирования сбыта
· разработка оптимальных схем финансирования
Источники, каналы получения информации, способы ее обработки.
Тип информации:
- внутренняя информация предприятия (объем сбыта и запасов товара, суммы затрат и размер прибыли, движение денежной наличности, объем дебиторской и кредиторской задолженности и т. п.);
|
|
- текущая информация о состоянии внешней среды (цены и ассортимент товаров конкурентов, возможности и положения поставщиков сырья и комплектующих, процентные ставки, курс валют, изменения в законодательстве, изменения смертности и рождаемости, миграция населения, изменения погоды, изменения политики, ход боевых действий и т. п.);
- первичная информация (полученная непосредственно от потребителей);
- вторичная информация (результаты исследований других предприятий и организаций).