Рассматриваемые вопросы:
1.Что такое товар?
2. Классификация товара.
3. Товарная марка.
4. Стратегия разработки новых товаров.
Что такое товар?
Товар – все, что может удовлетворить нужду и потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Товар – это продукт, услуга, предназначенные для обмена.
Товарная единица – обособленная целостность, объект, имеющий размер, массу (показатели величины), внешнего оформления (дизайн, стиль), цены и другие характеристики.
Классификация товаров
1. Товары индивидуального (широкого) потребления:
- товары длительного пользования (холодильники, одежда);
- товары кратковременного пользования (мыло, соль);
- услуги (ремонт обуви, мытье в бане);
Товары длительного пользования:
- схожие (ложки, кассеты, стулья);
- не схожие (живопись, аудиотехника, телевизоры, холодильники);
- особого спроса (Мерседес, яхта, самолет);
- уникальные (дворец, остров, картина Рафаэля «Мадонна с младенцем»);
|
|
- товары пассивного спроса (счетчики радиоактивности, медицинские энциклопедии, места на кладбищах).
Товары кратковременного пользования:
- товары повседневного спроса (газеты, хлеб, зубная паста);
- товары импульсивной покупки (алкогольные напитки, конфеты, деликатесы);
- товары для экстренных нужд (свечи в случае отключения электроэнергии, печки, в случае отключения отопления).
2. Товары промышленного назначения:
2.1. Товары, которые полностью используются в создаваемом из них изделии, (они полностью переносят свою стоимость на стоимость создаваемой продукции):
- сырье (руда, песок, щебень, хлопок, пшеница, лен, мясо, молоко);
- топливо, энергия (уголь, нефть, сланцы, электроэнергия);
2.2. Товары, которые постепенно переносят свою стоимость на конечную продукцию, т. е. амортизируются (машины, оборудование, здания и сооружения и др.)
Товарная марка
Марка – имя, термин, знак, символ – используемый для определения (идентификации) товара, выделения его среди других товаров.
Марочное название – часть марки, которую можно произнести «Зеленая марка». Марочное название должно содержать намек на выгоды товара, качество товара, область его применения, быть легким в произношении и благозвучным, существенно отличаться от других. Многие марочные название были настолько удачными, что превратились в обыденные слова и потеряли свою марочную обособленность (ксерокс, целлофан, джип).
Марочный знак, эмблема – часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести (символ, сочетание цветов, специфический шрифт)
Стратегия разработки новых товаров
|
|
К новым товарам относятся: оригинальные изделия (новые марки), усовершенствованные товары (модификации).
В связи с быстро меняющимися рыночными условиями (научно-технический прогресс - компьютер, расширение потребностей покупателей - видео, глобализация экономики – интернет) на предприятии целесообразно разработать программу создания собственных (или продажи чужих) новых товаров.
Новинку можно заполучить тремя способами:
- создать самостоятельно;
- приобрести патент или лицензию на производство и (или) реализацию нового товара;
- украсть (промышленный шпионаж, подделка)- карается по закону!
Новаторство – рискованное дело. По статистике терпят неудачу:
- 40% новинок на рынке товаров широкого потребления;
- 20% на рынке товаров промышленного назначения;
- 18% на рынке услуг.
Генерация (рождение) идей
Генераторы идей (идея – общее представление о товаре):
- руководители предприятия;
- ученые, художники, дизайнеры, изобретатели;
- конкуренты;
- персонал предприятия;
- дилеры, другие торговые посредники, рекламные агентства;
- лаборатории вузов;
- патентные библиотеки.
Отбор идей
Экспертная оценка (в качестве экспертов приглашают ученых, бизнесменов, дизайнеров, профессиональных консультантов, специалистов в области создаваемого товара). Они выносят аргументированные оценки (за вознаграждение), которые затем анализируются руководством предприятия.
Разработка замысла и его проверка
Замысел товара – проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями (качественные характеристики, количественные характеристики, дизайн, цена и др.).