7-10 вв. период формирования МДП. Особенность МДП в соединении религиозно- этического и собственно правового учения Система мусульманского права (2 блока)
1. Истинные источники (предписания Корана и сунны), на базе который появляются юридически значимые предания - хадисы о поступках, высказываниях и молчании пророка Муххамеда
2. Рациональные источники, положения, возникшие на основе реальной мусульманской доктрины права. 3 вида
А) единогласное мнение - иджма
В) умозаключения по аналогии - киле
В) идждихад - толкования, возникшие на основе Корана и сунны в соответствии с определеннь)ми рациональными и логичными правилами - это свободное усмотрение судьи по вопросам, где Коран и сунны молчат.
В 632 г. умер Муххамед, и с его смертью связывается становление мусульманского права. Идждихад появляется в 8 в. Лица, обладающие правом осуществлять идждихад называются мудждахиды, которые делятся на 3 категории в зависимости от возможности осуществлять толкование (идждихад)
1. Лица, которые имели право создать толк
|
|
2. Лица, которые имели право принимать решения на базе существующего толкования
3. Лица, которые следовали существующим толкованиям,
Начало 6 - 9 вв. формируются 2 основные направления в МДП
1. Суннитское (ханифидское) - это наиболее светское направление правовой мысли и наиболее приспособлено к реально меняющимся условиям жизни.
2. Шиитское, боле каноническое, в основном базируется на Коране и сунне Развитие первого пришло в 11 в и возникает период канонизации.
Смысл канонизации в двух параметрах.
1. Отказ от абсолютного идждихада
2. Отказ от прямых предписаний Корана и сунны.
Т.е. возникает огромная система хаотично выстроившихся толкований, но значит новая норма не должна будет отменять старую, предшествующую. Посредством канонизации возникает новый метод правового регулирования - тахлид (традиция). Т.е. в этот период возникает светское направление в МДП, которое имеет 3 недостатка.
1. Множественность толкований
2 Если есть множественность, значит существуют логичные противоречия
3. Новая норма не может отменить старую
Только в 19 в. Начинает развиваться ишитское направление МДП
Вопрос 21. Проблема государства и политики в мусульманской доктрине права (Аль Фараби, Ибн Сина, Ибн Ружд братья чистоты.)
Исследование государства и политики шло оп 2 направлениям
1.Религиозно-этическое (арабская политическая философия, основоположник Ибн- Сива), появилась на основе МДП
2. Философско-этическое, которое возникло не базе греческой традиции. Основоположник исследования государства и политики Аль Фараби
3 научных источника Аль Фараби: «Гражданская политика», «Афоризм государственного деятеля», «О взглядах жителей добродетельного города».
|
|
4 основные идеи Аль Фараби
1. Дает понятие политической теории, т.к. она изучает способы существования добродетельной власти.
2. Делит все формы правления (способы организации) на добродетельные и невежественные по критерию отношения к исламу.
3. Как и Платон начинает -выстраивать понятие идеального города, общества и просвещенного правителя, но в понятии мусульманства.
4. Любая организация существует для того, что бы обеспечить стремление человека к счастью.
Ибн-Сина. С ним связывается возникновение арабской политической философии (АПФ), которая исследовала 3 основных объекта
1. Способы существования власти
2. Способы руководства и организации обычных дел
3. изучение причин возвышения, падения и преобразования государственности.
Он всегда отмечал, что АПФ это прежде всего нравственное учение, нежели собственно теория политики.
Иби Рудк. 3 позиции учения
1. Возможность отстранения (недопущения) духовенства и богословов к осуществлению государственной власти.
2. Религия является высшим политически искусством (снодна с Гоальтером)
3. Организация общественной жизни должна основываться на знании.
Братья чистоты (шиитское направление). Главное достижение развернутая классификация понятия «политика» 5 видов политики
1. Пророческая (религиозная миссия пророка Муххамеда)
2. Политика Правителей(халифов, имамов)
3. политика управления отдельными городами, регионами и ведомствами (сегодня это административная политика)
4. частная политика (каждодневное устройство человеческой жизни)
5. Персональная политика - управление индивидуальной психологией и моралью
В их учении идет перенос акцента с нравственности на религиозность, Общие положения мусульманской доктрины права. 3 свойства характеристики государства и политики
1. Отсутствие понятия государства
2. Отсутствие принципа вертикали организации власти
3. Политические представления в большей степени будет утопия, нежели теория государства и политики.
Исходя из этого политические режимы и формы правления ассоциировались с 2 понятиями:
1, Халифат
2. Имамат
Халифат — это специфическая форма организации мусульманского общества идеология которого строится на следствии силлогизма «Аллах – поручает общине - община избирает халифа! Это суннитское направление, отражает в большой степени принцип совещательное. Обязанности и права халифа
Обязанности:
1. Отправление религиозных культов
2. реализация норм мусульманского права
3. разрешение всех споров
4. Недопущение беспорядков в государственной и общественной жизни, т.е. анархии
Права:
1. Наличие неотчуждаемых, прав (например разрешение споров)
2. Его власть не была абсолютной, тк. Имелись договорные отношения между халифом и мудждахидами
3. Халиф мог быть мудждакидом
Но мог и не быть в зависимости от статуса в обществе, значит мог обладать и не обладать правом законодательства, халифат в основном равен понятию исполнительной власти.
Имамат
Имам - наместник пророка на земле «Аллах - суверен, который называет имама, община не участвует» Это в большой степени не правовой институт, а правление веры
Статус имама:
1. Власть его абсолютна и почти божественна
2. Личность его священна и не погрешима
3. В вопросах, по которым молчат Коран и сунны мнение имама - закон.
Шариат появился после 11 в. Соединение 2-х норм (специфика шариата)
1. Истинной (Коран, сунна)
2. Реальной (мудждахиды)