Лекция №2.
КЛЮЧ К ТЕСТАМ
I. НЭП. Образование СССР.
№ | ||||||||||
Ответы | b | b | a | b | b | c | a | ac | ac | A |
II. И.В.Сталин – путь к власти: борьба за власть после смерти В.И.Ленина.
№ | |||||
Ответы | a | a | c | d | 1a 2b 3c 4d |
III. Мобилизационный социализм: Коллективизация и Индустриализация.
№ | |||||
Ответы | d | b | d | a | a |
IV. Большой террор.
№ | |||||
Ответы | d | b | c | d | Bd |
V. Апогей Сталинизма. СССР после войны.
№ | |||||
Ответы | a | a | c | d | c |
Понятие власти – это одна из центральных категорий политики. Вот некоторые особенности:
- есть огромное количество определений
- всегда и все действует в рамках властных отношений
- нельзя нейтрально относиться к власти
- власть это такая «штука», которую можно передавать, делить, потерять
- власть можно определить как сумму принципов, текстов, норм.
М. Вебер о власти: власть это не сущность, а отношения.
Власть – способность индивида А добиться от индивида В такого поведения, которого В стихийно не принял и отвечает воле А. Власть это подчинение. Образы власти вызывают определенные реакции.
|
|
Власть: публичность (всеобщность, безличность); монополия на легитимное насилие
Властные ресурсы: утилитарные (материальные блага), ресурсы принуждения, нормативные. Политическая власть использует все виды ресурсов.
Различные восприятия власти:
Теологическое: власть – это способность реализовывать желание, достигать цели. Но не любое действие наделено целью, а значит, не любое действие есть осуществление власти.
Лассуэл: два способа восприятия власти: власть как средство достижения определенных ресурсов и власть как самоцель.
Парсонс: власть – способность системы обеспечивать исполнение ее элементами, установленными в рамках системы обязательств. В рамках этого подхода происходит одушевление системы.
Но 18 век, век зарождения современного человека, изменил представление о власти. Раньше она была как барельеф, который нельзя было рассмотреть с разных сторон, теперь же она стала статуей. У нее есть и обратная сторона, которую можно увидеть
Хотя в рамках современной науки проблема природы власти не решена удовлетворительно. Признак власти по Веберу – монополия на легитимную власть. Есть некая субстанционная природа власти, несводимая к властным отношениям.
Индивидуально-психологическая концепция: власть – взаимодействие личности. Манипуляция человеческим поведением.
Политическое действие – это вмешательство в систему господство-подчинение. Политическое действие может быть двух видов:
|
|
- автономное (полностью сознательное, добровольное. Встречается очень редко, потому что не бывает полностью автономных индивидов)
- мобилизованное (основанное на традициях, ценностных ориентациях, информации).
Политический процесс слагается из политических действий различных субъектов общества.
Виды социальных действий (Вебер):
1.аффективное (отсутствие рациональности, только эмоции, нет элемента осмысления)
2.управляемое некоторой традицией (есть элемент рационального осмысления)
3.ценностно-рациональное (предметом рационального выбора становятся средства, а не цели, цель представляется ценностью)
4.целерациональное (100% рациональное).
Комплекс политических действий, совершаемый политическими субъектами, называется политическим участием. Еще одно определение: политическое участие – это инструментальная активность граждан, которые пытаются воздействовать на принимаемые правительством решения.
Политическое поведение – более широкий термин, который включает в себя не только политическое участие, но и отказ от него (абсентеизм).
Школа рационального выбора (Доунс).
Школа рационального выбора берет свое начало в экономической теории бюрократии. Ее теоретики вывели следующую формулу политического участия в выборах:
R = p*B – C + D,
где R – чистая прибыль от политического действия (может быть как отрицательной, так и положительной)
p – вероятность того, что именно голос данного человека окажется решающим (очень мала)
B – величина блага, полученного в результате данного действия (может быть как очень маленькой, так и очень большой)
C – издержки выборов
D – прибыль (подкуп).
Если нет нерационального мотива, то остается подкуп избирателей.
Теории игр. У игры есть цена (деньги, территория, престиж)
Разрыв между ожиданиями и реальностью. Социальная фрустрация \ социальная мобильность= политическое участие (чем ниже социальная мобильность, чем выше социальная фрустрация, тем выше политическое участие).
Социальная мобильность \ экономическое развитие = социальная фрустрация (отсутствие экономического развития – рост социальной мобильности)
Политическое участие \ политическая институционализация = политическая нестабильность (чем выше политическое участие, тем выше политическая нестабильность)
Условия политического действия.
- Необходимы объективно ограниченные свободы.
- Политика это всегда выбор, но не всегда рациональный. Существует некий «коридор возможностей».
Методы управления политическим процессом.
Метод рационального планирования: выбор оптимального решения, ресурсов, составление плана действий, его реализация. Проблема: на практике в лучшем случае удается реализовать 1-2 стадии планирования. Для разработки плана необходимо: наличие системы на порядок выше, упрощение модели (что может привести к неправильным выводам из-за расхождения с реальностью).
Метод последовательной коррекции: такой метод критикуется за непоследовательность. При такой системе много не выиграешь, но при этом много и не проиграешь.
Герберт Саймон «Понятие ограниченной рациональности», Инглхарт «Сдвиг к постматериальным ценностям», Хантингтон «Столкновение цивилизаций».
Конфликтный режим.
Социальный конфликт – нормальный тип общественного взаимодействия, свойственный всем человеческим обществам, оборотная сторона консенсуса.
Этапы социального взаимодействия: Конкуренция – Конфликт – Адаптация - Взаимная ассимиляция. Конкуренция является мотором процесса.Есть культуры, в которых высшей нормативной ценностью является консенсус (при этом они часто подозреваются в тоталитаризме).
Причины конфликта по Истону (теория игр) – дефицит ресурсов. Ресурсы распределены неравномерно, если это распределение нелегитимно, то возникает конфликт. Сравнивать надо соответствующие по уровню развития страны и общества. Сравнивать надо не по абсолютным показателям. Дополнительныq фактор - представления о норме относительного неравенства
|
|
Р. Дарендорф: есть ли базовый консенсус. Если есть то урегулирование возможно. Статусная природа конфликта.