Балансовая прибыль, планируется в сумме от реализации продукции (работ, услуг) по всем видам деятельности: производство СМР (в том числе капитального ремонта), выпуск продукции подсобного производства, выполнение услуг населению и другим организациям, от внереализационной деятельности. Причём сначала планируется прибыль от реализации продукции, работ, услуг, а затем, как сумма - балансовая прибыль.
Рассмотрим основы планирования различных составных частей балансовой прибыли.
Прибыль от реализации строительной продукции (СМР и капитальный ремонт).
Она рассчитывается исходя из уровней рентабельности продукции (к объёму работ) каждого вида. Уровень рентабельности складывается в этом случае из уровней нормативной (сметной) прибыли (ПН`) и планируемого снижения себестоимости работ (Усн)-
Нормативная прибыль (сметная прибыль или плановые накопления) оговаривается при обосновании договорной цены СМР на стадии заключения контракта подряда. Она может устанавливаться в процентах к сметной себестоимости СМР или к фонду заработной платы основных рабочих и рабочих-механизаторов (более подробно состав и назначение сметной прибыли смотреть в предыдущем подразделе). При планировании нормативы сметной прибыли, использованные для расчёта договорной цены СМР, перасчитываются в каждой подрядной строительной организации в процентах к договорной цене выполняемого объёма СМР (Одц).
|
|
Плановая прибыль от сдачи СМР рассчитывается в целом на производственную программу и по каждому строящемуся объекту (выполняемому договору) исходя из намечаемого к выполнению объёма работ (Одц) следующим образом:
Пр = Одц * (ПН` + Усн) / 100, (4.20)
где ПН` - норматив сметной прибыли к цене СМР, %; Усн - плановый уровень снижения себестоимости СМР, %.
Прибыль от продажии (реализации) потребителям продукции и услуг подсобных производств и вспомогательных хозяйств (Прп) устанавливается с учётом планируемого объёма их производства в натуральных измерителях по каждому виду (Онi;), действующих договорных цен или тарифов на единицу того или иного вида продукции и услуг (ДЦ1i) и плановой себестоимости производства единицы соответствующего вида продукции или услуг (С1i):
(4.21)
Себестоимость производства единицы какого-либо вида продукции или услуг (С1i) планируется, как правило, методом прямого калькулирования.
Прибыль от внереализационных операций обычно определя
ется на основе отчётных данных за истекший год (в части прибы-
лей или убытков по операциям прошлых лет) и исходя из реаль-
ных условий деятельности организации в плановом году.
|
|
Кроме прибыли от реализации и от внереализационных опера-
ций некоторые организации могут иметь и планировать также: прибыль от реализации основных средств, и другого имуще-ства - определяется в случае намечаемой в плановом году продажи основных средств (их замене на прогрессивные, при перепрофилировании производства, списании, сокращении объёмов производства и т.п.) как разница между планируемой продажной ценой и остаточной стоимостью этих средств на момент реализации;
доходы от долевого участия в деятельности других предприятий и дивиденды по акциям, принадлежащим организации -
планируются исходя из имеющихся паев и акций и объявленных общими собраниями собственников этих предприятий размеров прибыли в расчёте на пай или акцию (может быть гарантирован процент доходов на вложенный капитал);
доходы от прочих операций, в частности, от аренды имущества - определяются по заключённым договорам аренды на плановый период - конкретные суммы из условий договоров.
Свои потребности в научно-техническом и социальном развитии организации удовлетворяют за счёт прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой), которая также планируется. Исходными предпосылками при планировании чистой прибыли могут быть следующие:
• размер чистой прибыли определяется как разница между плановой балансовой прибылью и суммой планируемых к уплате налогов и обязательных платежей. Такой принцип планирования исходя из достигнутого уровня называется "остаточным";
• сумма чистой прибыли складывается из всех затрат организации, необходимых ей для нормального существования и развития - подход, основанный на потребностях организации и её собственников.