Отрицательная роль Фантазии

Д.И. Писарев

Функции Воображения

Рибо

С.Л. Рубинштейн

« В оображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключён кусочек фантазии..»

В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что таким образом не имеет никакого практического значения.

Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. \

«Всякое изображение, — говорит Рибо, — крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений...»

1. В изменении образов, что является непременным условием любого творческого процессам.

2. Позволяет человеку предвидеть (представления) результаты своей деятельности, придает ему побудительную силу, делает фактором, стимулирующим достижение цели

«Если бы человек был совершенно лишен возможности мечтать, — если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте, тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила его предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни».

Иногда побуждения фантазии могут сыграть отрицательную роль.

ПРИМЕР: Люди в панике спрыгивают с верхних этажей зданий при пожаре вместо того, чтобы терпеливо дождаться очереди в лифт или подачи пожарной лестницы.

ПРИМЕР: Пассажиры, не умея плавать, бросались в море на верную гибель с только начинающего тонуть корабля, когда еще не исключены все шансы на их спасение.

Народные поговорки, объясняющие подобные случаи безрассудного поведения «лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас», «у страха глаза велики» и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: