ТЕЛЕСНОСТЬ–РАЗУМНОСТЬ

Первовещество телесности стоики назвали МАТЕРИЕЙ, а первовещество РАЗУМНОСТИ – БОГОМ (для верующих) или ЛОГОСОМ (для неверующих, термин Гераклита). При этом «бог» стоиков телесен и существует в самой природе («бог в природе» – «пантеизм»).

Стоики всю природу пытаются свести к телесности, а то, что свести не удается, сводят к «разуму природы». Если природа – это динамика разворачивания и модификации (эволюция), а затем сворачивания (инволюция), один цикл эволюции-инволюции есть вселенная-«организм» со своим детством, расцветом старостью и смертью, способностью ощущать боль и страстно чувствовать, то разум – это чувство гармонии, пропорции, света в человеке, что в размерах вселенной называется ЛОГОС. Вселенная живет, чувствует страсти и боль по программе ЛОГОСА, по программе ЛОГОСА вселенная растет, взрослеет и умирает. На ее месте вырастает новая вселенная и т.д. ЛОГОС постоянно «бросает семя», беременит космос. В семени все разумно, но свернуто, подвергнуто инволюции. Именно поэтому эволюция происходит не как угодно, а как указано в ЛОГОСЕ.

Интересно, что то же самое представление проявляется в первой фразе евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В греческом тексте Библии «Слово» записано как «Логос». То есть в Евангелии возникновение вселенной дается по философии стоиков.

Б) ГНОСЕОЛОГИЯ стоиков.

Суть познания – просветить разумом восприятие чувств. Отдельные ощущения должны быть сведены в образ («Фантазия»). Подобно тому, как можно видеть только при свете, так можно познать вещь, воспринимаемую чувствами, только при свете разума. Способность человека внутренне «подсвечивать» свои ощущения в целях достижения «фантазии», образа стоики назвали «пролепсисом», или «наперед-схватыванием», или «прогноз» – «наперед-знание». Римские стоики называли пролепсис «интуицией». Чем больше в человеке пролепсиса, тем более он талантлив. Знание открывается тогда, когда становится логически ясным объект познания, разум начинает видеть тела в свете Логоса-огня, мерами которого эти тела возникли.

В) ЭТИКА стоиков.

Как в организме часть не может вести себя своевольно и неразумно, так и человек должен жить строго по природе своего тела и разума, то есть следовать долгу. Например, палец не может иметь своих независимых страстей и своевольничать, его назначение – выполнять то, что он должен.

Так и человек не должен иметь своих страстей, он должен быть безразличным к богатству и бедности: что есть, то есть. Также апатично нужно относиться к болезни и здоровью. Настойчивость человек должен проявлять только для добродетели: совершать усилия в сторону мужества, справедливости, умеренности, благоразумию. Высшая добродетель – это доблесть, человек должен проявлять мужество при наступлении смерти, так как смерть тоже происходит «по природе».

Мудрецом называется только тот, кто творит добродетель. Такой мудрец строго различает и не смешивает два разных чувства: УДОВОЛЬСТВИЕ и РАДОСТЬ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: