Функционирование ОМ проходит такой же цикл «обращения» как и любая информационная деятельность: формирование, функционирование, выражение/создание, тиражирование, передача, потребление, использование.
Каналы информации являются и каналами ОМ. Они актуализируют и фиксируют известное им общественное мнение:
· СМИ
· Средства массовой устной пропаганды (лекции, беседы, выступления ПР в 1999 г. по радио службы Би-Би-Си лекции Гидденса о глобализации и ее чертах «Неудержимый мир»)
· Средства наглядной агитации (лозунги, плакаты, листовки ПР пожарники)
· Собрания (общие, профсоюзные, митинги, организаций)
· Средства информационного «давления» (демонстрации, забастовки), выражение в активной форме
· Личные контакты (контакты населения, с работниками органов управления, беседы с коллегами, соседями)
· Письма в органы управления, редакции СМИ
· Заседания органов управления, органов руководства общественных организаций
· Документы органов управления
· Опросы общественного мнения, референдумы.
|
|
По степени опосредованности выражения, передачи, актуализации общественного мнения группы каналов:
а) опосредованные средства выражения общественного мнения;
б) прямые средства выражения общественного мнения;
в) специализированные средства выражения общественногомнения.
ОПОСРЕДОВАННЫЕ общественное мнение распространяется опосредованно, через фигуру «ретранслятора», который на него сильно влияет. ПР. что опубликуют, что есть новость.
К таким средствам относятся:
• средства массовой информации;
• средства массовой устной пропаганды;
• средства наглядной агитации;
• заседания органов управления;
• документы органов управления.
ПРЯМЫЕ общественное мнение распространяется через них и поступает в органы управления прямо, непосредственно, не проходя «отбора» через фигуру «ретранслятора».
Используются, в частности, органами управления в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Оно может быть объективным, однако также вряд ли способно репрезентативно отражать мнения различных социальных общностей и групп. Пишут эти письма люди с особой метальностью.
К подобным средствам и каналам относятся:
• собрания и митинги;
• средства информационного «давления» (демонстрации, забастовки);
• личные контакты;
• письма населения.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ методы научного изучения ОМ. «Надежные». Но редко пользуются.
· опросы ОМ
· референдумы
· выборы
Наиболее эффективно их использовать в комплексе. ПР данные опросов в СМИ.
Отступление о «выразителях» ОМ.
П. Бурдье говорит об «эффекте оракула». Он представляет собой монополизацию права представлять ОМ, говорить от имени группы, народа. Проявляется в переходе от "мы" к "я": не "Я считаю, что вам, социологам, следует изучать рабочих", а: "Мы считаем, что вам следует..." или: "Существует социальная потребность в том, чтобы...".
|
|
Этот процесс монополизации коллективной истины вообще лежит в основе символического принуждения. Заключенный в эффекте оракула элемент насилия сильнее всего ощущается в ситуациях собраний людей — в ситуациях когда уполномоченные в обычном порядке представители, а в кризисных ситуациях сами себя уполномочившие профессиональные представители, — получают возможность говорить от имени всей собравшейся группы.
Чем более люди обездолены — особенно в культурном отношении, — тем больше они вынуждены и склонны, желая заявить о себе в политике, полагаться на доверенных лиц. На практике индивиды, находящиеся в изолированном и безгласном состоянии, не имеющие ни способности, ни власти, чтобы заставить слушать себя и быть услышанными, оказываются перед выбором: либо безмолвствовать, либо доверить другим право говорить от своего имени.