Каналы выражения ОМ

Функционирование ОМ проходит такой же цикл «обращения» как и любая информационная деятельность: формирование, функционирование, выражение/создание, тиражирование, передача, потребление, использование.

Каналы информации являются и каналами ОМ. Они актуализируют и фиксируют известное им общественное мнение:

· СМИ

· Средства массовой устной пропаганды (лекции, беседы, выступления ПР в 1999 г. по радио службы Би-Би-Си лекции Гидденса о глобализации и ее чертах «Неудержимый мир»)

· Средства наглядной агитации (лозунги, плакаты, листовки ПР пожарники)

· Собрания (общие, профсоюзные, митинги, организаций)

· Средства информационного «давления» (демонстрации, забастовки), выражение в активной форме

· Личные контакты (контакты населения, с работниками органов управления, беседы с коллегами, соседями)

· Письма в органы управления, редакции СМИ

· Заседания органов управления, органов руководства общественных организаций

· Документы органов управления

· Опросы общественного мнения, референдумы.

По степени опосредованности выражения, передачи, актуализации общественного мнения группы каналов:

а) опосредованные средства выражения общественного мнения;

б) прямые средства выражения общественного мнения;

в) специализированные средства выражения общественногомнения.

ОПОСРЕДОВАННЫЕ общественное мнение распространяется опосредованно, через фигуру «ретранслятора», который на него сильно влияет. ПР. что опубликуют, что есть новость.

К таким средствам относятся:

• средства массовой информации;

• средства массовой устной пропаганды;

• средства наглядной агитации;

• заседания органов управления;

• документы органов управления.

ПРЯМЫЕ общественное мнение распространяется через них и поступает в органы управления прямо, непосредственно, не проходя «отбора» через фигуру «ретранслятора».

Используются, в частности, органами управления в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Оно может быть объективным, однако также вряд ли способно репрезентативно отражать мнения различных социальных общностей и групп. Пишут эти письма люди с особой метальностью.

К подобным средствам и каналам относятся:

• собрания и митинги;

• средства информационного «давления» (демонстрации, забастовки);

• личные контакты;

• письма населения.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ методы научного изучения ОМ. «Надежные». Но редко пользуются.

· опросы ОМ

· референдумы

· выборы

Наиболее эффективно их использовать в комплексе. ПР данные опросов в СМИ.

Отступление о «выразителях» ОМ.

П. Бурдье говорит об «эффекте оракула». Он представляет собой монополизацию права представлять ОМ, говорить от имени группы, народа. Проявляется в переходе от "мы" к "я": не "Я считаю, что вам, социологам, следует изучать рабочих", а: "Мы считаем, что вам следует..." или: "Существует социальная потребность в том, чтобы...".

Этот процесс монополизации коллективной истины вообще лежит в основе символического принуждения. Заключенный в эффекте оракула элемент насилия сильнее всего ощущается в ситуациях собраний людей — в ситуациях когда уполномоченные в обычном порядке представители, а в кризисных ситуациях сами себя уполномочившие профессиональные представители, — получают возможность говорить от имени всей собравшейся группы.

Чем более люди обездолены — особенно в культурном отношении, — тем больше они вынуждены и склонны, желая заявить о себе в политике, полагаться на доверенных лиц. На практике индивиды, находящиеся в изолированном и безгласном состоянии, не имеющие ни способности, ни власти, чтобы заставить слушать себя и быть услы­шанными, оказываются перед выбором: либо безмолв­ствовать, либо доверить другим право говорить от сво­его имени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: