Роль слухов в функционировании ОМ
Феномен неформальной коммуникации.
Всегда были.
Античная богиня молвы и сплетни Осса, латинская Fama
В России в.п.ХVIII – п.п. ХIХ «случай» – основа «репутации».
Революция – доносы, утечка информации.
Термин «слух» – известие, сведения, достоверность которых не установлена.
Недостаточно проверенные сведения неизвестного происхождения, передаваемые в процессе межличностного общения.!Нехватка информации.
Это информация, которая еще публично не подтверждена, не опровергнута официальными источниками.
Слух достаточно обобщен, внелокален, в отличие от доноса и сплетни. Привязан к времени и среде своего возникновения в отличие от байки и поверья. Связан со свежей новостью – часто лишь предстоящим, чем отличен от анекдота и легенды. Он неофициален, часто – антиофициален, этим противостоя информации.
Согласно Т. Шибутани в основе слуха лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и неопределенностью.
Социологи акцентируют социологический аспект слухов – то, что они стратифицируют общество на «своих» и «чужих», «посвященных» и «непосвященных».
|
|
Обыкновенный слух – это прежде всего «теневой» мир, своего рода «черный» рынок информации. Его ценность в том, что он утаен, неофициален, передается «своим», а значит о «чужих». В результате дифференциация на «своих» и «чужих».
Слухи выполняют функции.
А) на уровне индивида
Б) на уровне группы
А) формированию и сохранению социальной идентификации.
Слух дифференцирует на «мы – они» в результате способствует формированию и сохранению социальной идентификации (вспомним тезис П. Бурдье о ОМ как принятии позиции)
Б) повышение гомогенности группы.
Внутригрупповое обсуждение слухов способствует кристаллизации общей точки зрения и снижению межиндивидуальной вариативности мнений, что в конечном счете способствует росту гомогенности группы.
Главная – заполнение информационного вакуума.
Слух – праформа ОМ. Молва и слухи – форма ОМ. Но в отличие от ОМ этот продукт работы массового сознания не откристализован, не имеет самостоятельной общественной силы и не находит отражения в институтах.
Массовые слухи и питающая их среда – симптом и продукт разлома стабильного общества.
В разинформированном обществе или дезинформированном любая информация фигурирует в форме слуха.
ПР. ленинское «завещание», как снимали Хрущева
Для функционирования слуха необходима тема тайны, посвященности в нее.
Слухообразующие элементы – экстраординирные события и герои. Особенность героя определяется его статусом – явным или скрытым, особыми способностями – скрытыми или явными.
Узлом, на котором завязаны герои и события является «проблема», болевая точка (преемственность, экономическая разруха и т.д.)
Всегда есть посредник – «посвященный» и посвящающий других – рассказчик слуха. Он часто подкрепляет свой авторитет фигурой свидетеля («хорошо информированный гражданин» по А. Щюцу).