Слух и другие типы сообщений

Роль слухов в функционировании ОМ

Феномен неформальной коммуникации.

Всегда были.

Античная богиня молвы и сплетни Осса, латинская Fama

В России в.п.ХVIII – п.п. ХIХ «случай» – основа «репутации».

Революция – доносы, утечка информации.

Термин «слух» – известие, сведения, достоверность которых не установлена.

Недостаточно проверенные сведения неизвестного происхождения, передаваемые в процессе межличностного общения.!Нехватка информации.

Это информация, которая еще публично не подтверждена, не опровергнута официальными источниками.

Слух достаточно обобщен, внелокален, в отличие от доноса и сплетни. Привязан к времени и среде своего возникновения в отличие от байки и поверья. Связан со свежей новостью – часто лишь предстоящим, чем отличен от анекдота и легенды. Он неофициален, часто – антиофициален, этим противостоя информации.

Согласно Т. Шибутани в основе слуха лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и неопределенностью.

Социологи акцентируют социологический аспект слухов – то, что они стратифицируют общество на «своих» и «чужих», «посвященных» и «непосвященных».

Обыкновенный слух – это прежде всего «теневой» мир, своего рода «черный» рынок информации. Его ценность в том, что он утаен, неофициален, передается «своим», а значит о «чужих». В результате дифференциация на «своих» и «чужих».

Слухи выполняют функции.

А) на уровне индивида

Б) на уровне группы

А) формированию и сохранению социальной идентификации.

Слух дифференцирует на «мы – они» в результате способствует формированию и сохранению социальной идентификации (вспомним тезис П. Бурдье о ОМ как принятии позиции)

Б) повышение гомогенности группы.

Внутригрупповое обсуждение слухов способствует кристаллизации общей точки зрения и снижению межиндивидуальной вариативности мнений, что в конечном счете способствует росту гомогенности группы.

Главная – заполнение информационного вакуума.

Слух – праформа ОМ. Молва и слухи – форма ОМ. Но в отличие от ОМ этот продукт работы массового сознания не откристализован, не имеет самостоятельной общественной силы и не находит отражения в институтах.

Массовые слухи и питающая их среда – симптом и продукт разлома стабильного общества.

В разинформированном обществе или дезинформированном любая информация фигурирует в форме слуха.

ПР. ленинское «завещание», как снимали Хрущева

Для функционирования слуха необходима тема тайны, посвященности в нее.

Слухообразующие элементы – экстраординирные события и герои. Особенность героя определяется его статусом – явным или скрытым, особыми способностями – скрытыми или явными.

Узлом, на котором завязаны герои и события является «проблема», болевая точка (преемственность, экономическая разруха и т.д.)

Всегда есть посредник – «посвященный» и посвящающий других – рассказчик слуха. Он часто подкрепляет свой авторитет фигурой свидетеля («хорошо информированный гражданин» по А. Щюцу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: