Наблюдение. Социолог, который намерен с помощью наблюдения изучать общественное мнение, не может выйти на улицу и фиксировать все подряд факты поведения людей и все их высказывания (вернее, может, но эффект от этого будет или нулевым, или близким к этому).
Сложная задача предварительного выделения тех конкретных ситуаций деятельности, поведения людей, которые позволяют с помощью наблюдения выявить и извлечь общественное мнение.
Практика применения наблюдения для изучения общественного мнения пока невелика в социологии. Типы ситуаций, где возможно использование наблюдения для анализа общественного мнения:
- собрания, митинги, иные формы подобной совместной деятельности людей, в процессе которых активно функционирует разнообразная социальная информация, осуществляются процессы формирования, выражения общественного мнения;
- разнообразные формы информационной, пропагандистской деятельности (лекции, беседы и т.п.), в процессе которых также активно функционирует информация, формируется и выражается общественное мнение;
|
|
- личные контакты между людьми, преимущественно речь идет не о контактах на одном уровне (хотя и здесь, в процессе общения по горизонтали функционирует общественное мнение, идут процессы его формирования), а о контактах населения с работниками органов управления, депутатами, представителями организаций.
ПР методика осуществления наблюдения на собраниях, то, к примеру, в карточке, отражающей реакции участников собраний на доклады, фиксируются следующие поведенческие и вербальные реакции:
· одобрительные возгласы, реплики, аплодисменты;
· неодобрительные возгласы;
· требования дополнительной информации;
· разговоры, связанные с данным вопросом; вопросы к выступающим;
· нейтральное отношение (отсутствие реакции);
· призывы к соблюдению порядка;
· посторонние разговоры;
· занятия посторонними делами.
В итоге, при проведении наблюдений на значительном числе собраний по аналогичной формализованной методике появляется возможность определять основные, типичные характеристики функционирующего на них общественного мнения.
Основным методом изучения общественного мнения выступает опрос и различные его методики и технические процедуры: социометрические и лингвосоциологические методики, экспертный опрос, тесты; в маркетинговых исследованиях также торговые и потребительские панели, фокус-группы.
Полстеры versus социологи
Чаще всего иссоледование ОМ с помощью опросов, т.е. изучение отражения непосредственных фактов сознания. Называют полингом.
Крупномасштабные социологические исследования можно разделить на два типа: опросы ОМ и собственно социологические исследования.
|
|
Социологическое исследование – это изучение сути предмета исследования и его взаимосвязей с другими элементами социальной реальности.
Опрос ОМ – это сбор информации о совокупном мнении (распределении мнений) определенного контингента населения по определенному актуальному вопросу (в современном английском языке «poll(s)» - это выборы, подсчет голосов).
Позиция В.Л. Оссовского, различение между социологическими исследованиями и полингами (опросами общественного мнения). Последние нельзя полностью сводить к глубоким научным исследованиям массового сознания, поскольку для социолога-исследователя общественное мнение - это не просто сумма мнений индивидуальных.
В поллингах состояние общественного мнения понимается как агрегата мнений индивидуальных. Имеем как бы своеобразными референдумами.
Немецкий социолог Ноэль Нойман вводит понятие «демоскопия» – прикладная социология, занимающаяся опросами ОМ.