Общая характеристика фирмы

Планирование деятельности и бизнес-план

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

Одним из важных моментов в деятельности предпринимателя как на стадии создания своего дела, так и на стадии текущего функционирования является планирование. Процессы планирования достаточно сложны, то есть на пути достижения цели предпринимателю приходится составлять систему краткосрочных планов, которые сливаются в среднесрочные, а затем и долгосрочные. При этом приходится учитывать большое количество разнообразных факторов.

Основным методом планирования деятельности, распространившимся в настоящем в предпринимательской среде, является бизнес-планирование. Бизнес-план представляет собой документ, позволяющий ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать капитал в данный проект, принесёт ли прибыль его реализация, какова будет его рентабельность?». Отсюда следует, что бизнес план – это экономически обоснованный документ, показывающий реальность планируемого проекта. Вместе с тем, бизнес-план выступает как средство рекламы, продвижения проекта для привлечения будущих партнёров и инвесторов. Поэтому он должен содержать информацию, представляющую интерес для кредиторов, банкиров, партнёров по бизнесу, а нередко и лицензирующих органов.

В предпринимательской практике и научной литературе отсутствует однозначный методический подход к содержанию и структуре бизнес-плана. Это объясняется тем, что бизнес-план составляется:

· для достижения в разных случаях разных целей;

· для деятельности в разных сферах;

· для реализации разных стратегий достижения одной и той же цели.

Вместе с тем можно назвать те обязательные разделы, которые должны быть в бизнес-плане:

1. Общая характеристика фирмы.

2. Общая характеристика товара/услуги.

3. Предполагаемые рынки сбыта.

4. Состояние конкуренции на предполагаемых рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Предпринимательские риски.

9. Финансовый план.

10. Приложения.

Ниже кратко раскрыто содержание всех перечисленных разделов бизнес-плана.

Этот раздел бизнес-плана, несмотря на то, что он идёт первым, реально прописывается в последнюю очередь, когда уже прояснятся многие детали плана. При этом он обычно содержит:

· основные цели фирмы;

· основные стратегии, используемые фирмой для достижения своих целей;

· перечень конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках принятых стратегий;

· конкретная сфера деятельности фирмы в планируемый период;

· какие средства нужны для планируемой деятельности фирмы и где их предполагается изыскивать;

· чем производимые фирмой товары/услуги лучше подобной продукции, производимой конкурентами, и почему покупатели будут приобретать именно их;

· какие объёмы продаж прогнозируются в ближайшие годы;

· какова ожидаемая выручка от этих продаж;

· каков средний уровень прибыльности инвестиций/капитала в данной сфере;

· по истечении какого срока будут полностью возвращены заёмные средства;

· характерные и особые условия работы фирмы;

· контактная информация руководителей фирмы.

3.2.3. Характеристика товара/услуги

Написанию данного раздела бизнес-плана обычно предшествуют значительные работы по выбору товаров/услуг, которые планируется сделать основой деятельности фирмы. В результате в бизнес-плане должны появиться ответы на вопросы:

· какие товары/услуги будут производиться фирмой, каковы их характеристики;

· какие выбраны наименования для планируемых товаров/услуг и их внешний вид (фото, образцы, модели);

· какие потребности (настоящие и потенциальные) данный товар будет удовлетворять;

· как часто этот товар/услуга будет приобретаться потребителями (регулярно, периодически, эпизодически, случайно);

· к какой ценовой категории относятся выпускаемый товар/услуга (дешёвые, средние, дорогие);

· насколько данные товары/услуги отвечают требованиям стандартизации и сертификации;

· как долго предполагается продавать данный товар/услугу на рынке;

· на каких рынках и каким способом предполагается продавать данный товар/услугу;

· что в данных товарах/услугах составляет конкурентное преимущество перед другими аналогичными товарами и товарами-заменителями.

Поиск ответов на поставленные вопросы связан с проработкой большого объёма информации, поиск которой иногда сам по себе превращается в проблему.

3.2.4. Рынок сбыта товаров/услуг

Рынок сбыта товаров/услуг представляет собой совокупность покупателей, которые и формируют спрос на него. Следовательно, характеристика рынка сбыта состоит из характеристик покупателей, формирующих спрос. Поэтому необходимо рассмотреть ряд моментов:

· следует определиться с источниками необходимой информации о рынке, то есть решить будут ли это собственные исследования или исследования каких-то специализированных организаций;

· следует определить, будет ли спрос на данный товар стабильным или будет меняться, а если будет меняться, то в какую сторону. Соответственно должны быть выявлены причины таких изменений и продуманы меры, позволяющие их предугадать и учесть. Также следует выяснить, как ведут себя конкуренты в аналогичной ситуации;

· на основе собранной информации необходимо определить рыночные тенденции, то есть выяснить какие группы покупателей и почему будут покупать данный товар сейчас, в ближайшей и долгосрочной перспективе и какой уровень цен при этом должен быть установлен;

· на основе вышеизложенного следует продумать комплекс мероприятий, реализация которого позволит удержать данную нишу на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: