Профессиональная мотивация и роль педагогических дисциплин в профессиональной подготовке современного учителя

Вводная лекция

ПЛАН

1. Мотивация выбора педагогической профессии.

2. Происхождение, эволюция и значение дидактики в профессиональной подготовке учителя.

3. Требования к образованию в соответствии с концепцией модернизации.

1. По призванию поступают в педагогический институт не более 19 – 20% абитуриентов, остальные 80% учатся в педагогическом вузе по случайным мотивам. Таковы данные многих исследований ученых (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).

Наше исследование было проведено среди студентов 4-го курса по таким направлениям, которые позволяли уточнить мотивацию профессионального самоопределения студента.

На первом семинарском занятии студентам было предложено ответить на следующие вопросы: «Мой выбор педагогической профессии и влияние педагогического вуза на ее развитие».

1. Почему вы поступили в педагогический вуз? Кто и что повлияли на ваш выбор профессии? Хотели бы вы стать учителем? Если да, то что в этой профессии вас привлекает? Если нет особого желания стать учителем, то с какими причинами вы это связываете?

2. С интересом вы учились в школе? Если интерес к учению отсутствовал, то чем это можно объяснить? Опишите свои интересы и склонности. Что вы можете сказать о направленности своей личности?

3. Вы учитесь в вузе, чтобы повысить свой социальный статус? Что вас привлекает в обучении в педагогическом вузе?

4. Вы учитесь из чувства ответственности в отношении своих жизненных планов?

5. Что дает вам обучение в педагогическом вузе?

Результаты опроса свидетельствовали, что большинство студентов поступили в педагогический вуз для получения высшего образования.

По призванию пришли в педагогический вуз немногие студенты.

Но есть такие, которые оказались в педагогическом вузе по случайным мотивам: «чтобы быть освобожденным от армии», «посоветовали родители, тетя, знакомые, соседи», «больше было некуда поступать», «поступил(а) бы в другой вуз, но из-за отсутствия материальных возможностей я не смог(ла) это сделать».

Таких студентов наибольшее количество, примерно 25%.

Что же представляет собой категория студентов, которые пришли в педагогический вуз, чтобы получить высшее образование?

Их мотивация следующая: «Мне даже и в голову не приходило здесь учиться, но надо было выбирать… Хотела бы выучиться на повара или парикмахера. Но я очень хочу работать в школе. Мне нравится общение с детьми»; «Моя мама не получила высшего образования, поэтому она хотела, чтобы я имела высшее образование, после педпрактики поняла, что мне очень нравится работа с детьми»; «Сначала хотела поступить в РИНХ, подумав, остановилась на ТГПИ. Работа учителем – тяжелый труд и малооплачиваемый. Поэтому нет стимула к этой работе»; «Хотела поступить в Ростовский сельскохозяйственный институт, но не позволили материальные возможности. Поступила в пединститут. Буду получать после этого второе образование. Пока не получу второй диплом, буду работать учителем. Учась в пединституте, я проявила интерес к профессии учителя»; «На выбор повлияли родители. Учителем работать не буду, после окончания института буду искать высокооплачиваемую работу».

Вторая группа студентов, поступившая в педагогический вуз, малочисленная: в школе они учились с интересом и с чувством ответственности; им нравится быть в кругу детей, играть с ними, организовывать их досуг.

Эти студенты работают над собой, занимаются самовоспитанием. Ими прочитаны все книги педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели», Е.Н. Ильин «Рождение урока», В.Ф. Шаталов «Точка опоры», «Куда и как исчезли тройки», С.Н. Лысенкова «Когда легко учиться», «Методом опережающего обучения». Они с интересом читают произведения педагогов-классиков – Я.А. Коменский «Великая дидактика», А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»; стремятся собирать свою педагогическую библиотечку.

Студенты названной категории воспитывают в себе умение видеть в каждом ребенке личность и находить к нему индивидуальный подход, развивают в себе духовную культуру, формируют высоконравственные качества и прежде всего ответственность за воспитание молодого поколения.

Эти студенты самокритичны и работают над воспитанием отсутствующих у них, но необходимых для учителя качеств. Более всего «западает» в развитии такое качество, как решительность. Неуверенность в себе не позволяет личности самореализоваться, поэтому прежде всего необходимо тренироваться в проявлении инициативы, самостоятельности – качества, которые следует проявлять на семинарских занятиях, а особенно на педагогической практике.

2. Одним из разделов педагогики является дидактика, которая представляет собой теорию обучения детей, содержание образования.

Как развивалась эта наука?

Я.А. Коменский (XVII в.) развивал дидактику как искусство обучения всех, всему, как искусство обучения и воспитания. Он придал термину «дидактика» широкое значение, включающий и обучение, и воспитание.

Образование им рассматривается как результат процесса обучения. Оно должно быть всесторонним и практически полезным, т.е. влиять на детей так, чтобы они были подготовлены на все случаи жизни.

Жан Жак Руссо (XVIII в.) ратовал за такое образование, которое бы отвечало потребностям и интересам развивающегося ребенка. Обучение должно быть направлено на развитие самостоятельной активности ребенка.

Иоганн Генрих Песталоцци (XVIII – XIX в.) стремился все обучение построить на психологии ребенка. Поэтому считал образование «искусством помощи природе». Целью обучения он полагал развитие нравственности и разума у детей, самостоятельного мышления в ходе наблюдения за окружающим миром, обобщения результатов наблюдений и их выражения посредством слова.

Под влиянием Песталоцци и Гербарта сформировался тип традиционной школы, основной целью которой являлась передача знаний. Поэтому дидактика должна заниматься анализом действий учителя, нацеленных на ознакомление учащихся с новым материалом.

Джон Дьюи (XX в.) стремился создать следующую модель школы. Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности. Д. Дьюи соединил познание и деятельность. Процесс познания должен приводить детей к открытию истин на основе прохождения ими пяти ступеней:

1) ощущение проблемы (затруднение);

2) ее обнаружение и определение;

3) представление возможного решения;

4) выявление путем умозаключений следствий из вероятного решения;

5) дальнейшие наблюдения и эксперименты, ведущие к принятию или отбрасыванию принятого допущения, т.е. к выводу, содержащему положительное или отрицательное суждение.

Эти этапы мышления стали называться ступенями и в соответствии с ними строились уроки.

Цель образования – развитие способностей детей к интеллектуальной деятельности. Задача дидактики – анализ действий ученика, а не учителя.

Селестен Френэ (XX в.) – Франция.

Новая система образования. Теорией образования не является традиционное школьное знание. Класс остался как центр информации, где происходят собрания учащихся и учителей. Более значимую роль в этой школе играют лаборатории и мастерские.

В этой школе применялось множество технологий и прежде технологии, связанные с планированием деятельности самим учеником, и оригинальные технологии контроля самостоятельно усвоенных знаний.

Итак, обучение в 17 веке понималось как искусство, основанное на знании природы ребенка, в 19 веке – обучение как способ передачи знаний, в 20 веке – обучение как средство развития детей.

Дидактика – это наука об обучении, его целях и содержании, а так же о его методах, средствах и организации. Общая дидактика охватывает обучение всем предметам и все уровни учебной работы.

Основные понятия дидактики: обучение, учение, преподавание.

Обучение – планомерная и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями, ценностями, а так же собственной практической деятельности.

Учение – это процесс, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности ребенка или изменяются ранее приобретенные.

Преподавание – это деятельность учителя по организации учения.

Создание теории обучения прошло несколько этапов в своем становлении; в зависимости от того, по какой концепции строилась модель школы, обучение имело традиционный характер (передача знаний, умений, навыков по учебным предметам ученикам) или развивающий (знания служили средством развития личности ученика, его мировоззрения, ценностных установок, жизненной позиции).

В настоящее время продолжается борьба ученых, практиков по вопросу, каким должно быть обучение. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» дана характеристика состояния российской системы образования и необходимость ее модернизации, определена роль образования в развитии российского общества и новые социальные требования к системе российского образования, названы основные цели, задачи модернизации образования.

3. В 80 – 90-х годах появилось многообразие образовательных учреждений: кроме государственной общеобразовательной школы появились частные школы, лицеи, колледжи, гимназии; кроме единой образовательной программы появились вариативные образовательные программы.

Эти изменения в общем образовании потребовали совершенствования профессионального образования. В этой связи необходим опережающий рост затрат на общее и профессиональное образование, определить приоритеты образовательной политики. В «Концепции…» названы следующие приоритеты: 1) специальные меры по поддержке сельской школы; 2) специальные условия для обучения преимущественно в общеобразовательной школе детей с ограниченными возможностями здоровья; 3) обеспечение индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением детей с проблемами социального характера.

Роль образования в развитии российского общества велика. В связи с переходом России к демократическому обществу граждане России должны быть готовы к межкультурному взаимодействию, у них должны быть развиты коммуникабельность и толерантность.

Отсюда появились новые требования к системе российского образования в отношении развития личности учащихся: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны (см. приложение 2).

Литература (основная):

1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: Академия, 2006.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Начальная школа, 2002, № 4.

Литература (дополнительная):

1. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: