Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах

Принцип независимости судей и подчинения их только закону

Рассматриваемый принцип закреплен в ст.ст. 110 и 112 Конституции, в иных правовых источниках. Его со­держание включает два относительно самостоятельные положения:

· при рассмотрении дел судьи должны быть огра­ждены от постороннего воздействия или навя­зывания им тех или иных решений со стороны государственных органов, должностных лиц, гра­ждан, судей и вышестоящих судов;

· судьи рассматривают и разрешают дела в соот­ветствии с Конституцией и иными нормативны­ми правовыми актами (это положение нередко в учебной литературе рассматривают в качестве са­мостоятельного конституционного принципа су­дебной власти).

Статья 85 Кодекса Республики Беларусь о судоуст­ройстве и статусе судей устанавливает систему гаран­тий рассматриваемого принципа. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекра­щения полномочий, неприкосновенностью, процеду­рой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуваже­ние к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организаци­онно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, уста­новленную законодательными актами. Средства массо­вой информации не вправе предрешать в своих сооб­щениях результаты судебного разбирательства по кон­кретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

Одной из гарантий является предписание статьи 111 Конституции о недопустимости осуществления судья­ми предпринимательской деятельности и выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением препода­вательской и научно-исследовательской. Данное кон­ституционное предписание отдельные ученые-юристы также относят к числу самостоятельных конституци­онных принципов судебной власти.

Статья 113 Конституции устанавливает, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмот­ренных законом случаях единолично. Текущее законо­дательство детализирует конституционное предписание.

В соответствии со ст. 32 УПК уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично (один судья) или коллегиально (судья и два народных засе­дателя). Коллегиально рассматриваются две категории дел: 1) о преступлениях, за которые уголовным зако­ном предусматривается наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь; 2) о преступ­лениях несовершеннолетних. Остальные дела рассмат­риваются единолично судьей. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется колле­гиально, в составе не менее трех судей.

Гражданские дела в суде первой инстанции рассмат­риваются единолично судьей. Исключением является лишь судебная коллегия по патентным делам Верхов­ного Суда, рассматривающая дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстан­циях осуществляется коллегиально, в составе не менее 3 судей (ст. 10 ГПК).

Дела в хозяйственных судах первой инстанции рас­сматриваются, как правило, единолично судьей. В вы­шестоящих инстанциях - коллегиально, в составе не менее 3 судей (ст.ст. 11, 29 ХПК).

Конституционный Суд рассматривает все дела в кол­легиальном составе (ст. 19 Кодекса Республики Бела­русь о судоустройстве и статусе судей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: