Поддерживающие и хронифицирующие факторы

Запускающие факторы

Факторы предиспозиции

-Факторы, существующие ДО НАЧАЛА заболевания и определяющего его дальнейшего развития.

-Могут быть не реализованы при благоприятных условиях: наследственные факторы, условия пре-, пери- и постнатального развития, свойства нервной системы, темперамента, зрелости психологических защит, ресурсов адаптации и пр.

-Внутренние и\или внешние психические условия, предшествующие проявлению расстройства, его провоцирующие, превосходящие возможности адаптации индивида: психологический или физический стресс, предшествующие заболевания, тяжёлые утраты, резкие изменение условий существования, критические периоды жизни и пр. (в острой или хронической форме).

-Факторы, противодействующие спонтанной ремиссии: реакция ближайшего окружения, получение «вторичной выгоды», позитивное подкрепление болезненного поведения, патологическая адаптация, инфантилизация, избегание ответственности.

Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии

-каковы бы ни были внешние условия, прямо они не производят никаких изменений в организме животного (Ламарк)

-Изменения могут возникнуть только при наличии соответствующего внутреннего основания (Келликер)

-Внешние факторы сами по себе не создают в организме специфических изменений, но последние возникнут с неизбежностью, когда внешний фактор найдёт себе специфическое, т.е. адекватное функциональное и морфологическое преломление (И.В. Давыдовский)

-При одном и том же уровне воздействия содержание текущей ответной реакции определяется историей или функциональным состоянием живой системы (А.А. Ухтомский)

-Чем выше возбудимость «прибора», тем более слабые физические факторы могут воздействовать на него как сильные раздражители (А.А. Ухтомский)

-Ни один раздражитель не имеет абсолютного значения в отношении характера воздействия (В.М. Бехтерев)

При одном и том же уровне воздействия содержание текущей ответной реакции определяется историей или функциональным состоянием живой системы (А.А. Ухтомский).

Чем выше возбудимость «прибора», тем более слабые физические факторы могут воздействовать на него как сильные раздражители (А.А. Ухтомский).

Каковы бы ни были внешние условия, прямо они не производят никаких изменений в организме животного (Ламарк).

Каузальная цепь биопсихологомедицинской модели

1.Причины болезни (биологические, психологические, социальные) →

2.Болезнь (патологические изменения (дефект) в индивиде) →

3.Плохое самочувствие (жалобы, симптомы и данные осмотра) →

4.Следствия болезни (роль больного и ограничение нормального ролевого поведения)

Следствия болезни в свою очередь оказывают обратное влияние на плохое самочувствие и болезнь.

Классификация – упрощение с выделением существенных и несущественных качеств.

Категориальная классификация

-Имеются определённые классы и субклассы, установлены правила взаимоотношений между классами и субклассами. Субкатегории содержат все признаки, характерные для тех категорий, в которые они входят.

-Каждый классифицируемый феномен может быть отнесен к четко очерченной категории.

-Категория или класс определяются ограниченным количеством характеристик, каждая из которых необходима, а их совокупность достаточна

-Субкатегории содержат все характеристики высших категорий

Типологическая классификация

-Возможность выделения «идеальных типов» (М. Вебер, К. Ясперс) как телеологическая цель категоризации

-Выделение устойчивых «типов», сочетаний черт

-Установление минимального набора черт, необходимого для отнесения к типу

Слабые места: существование «идеальных типов», критерии выделения минимального набора черт.

Нозологическая классификация

-Возможность выделения нозологических единиц

-Принципы нозологического выделения: единство патогенеза, единство этиологии, единые механизмы развития, единый исход

Ненозологические классификации

Такие классификации ориентированы не на болезнь, а на синдром как на совокупность симптомов.

-Замена критериев a priori на критерии a posteriori

-Ситуативность критериев классификации

-Эмпирический характер критериев классификации

-Возможность статистической верификации

DSM-IV

Американская классификация психических расстройств

(в настоящее время готовится к выходу DSM-V)

· Подбор единиц основан на эмпирических исследованиях

· Определение единиц основано на операциональной диагностике

· Правила отнесения: существование «дерева решений», возможность автоматизированного решения

  1. Ось I – Клинико-психиатрический синдром
  2. Ось II – Описание нарушений развития
  3. Ось III – Уровень интеллекта
  4. Ось IV – Физическая симптоматика
  5. Ось V – Взаимозависимые актуальные анормальные психосоциальные обстоятельства
  6. Ось VI – Глобальная оценка психосоциальной адаптации

МКБ-10

Отечественная классификация болезней, являющая международной.

-Цель классификации: статистика, исследования, коммуникация

-Логика классов: типы, диагнозы

-Свойства классов: допускает коморбидность («соболезненность», несколько параллельных диагнозов)

-Основа классификации: не унифицирована, не теоретическая, дискриптивная

-Способ подбора единиц: клинико-комбинаторно, базируется на соглашении

-Дефиниция единиц: глоссарий

-Правила отнесения: имплицитные, эксплицитные

Проблема взаимоналожения/коморбидности

-DSM – множественное пересечение идентифицированных диагнозов

-Психическое расстройство – множество дискретных (непересекающихся) категорий.

-Категориями DSM устанавливаются группы, которые не отличаются ни гомогенностью, ни четкими границами.

Симптом и синдром в клинической картине

-Симптом – отдельное, фиксируемое проявление болезненного расстройства.

-Синдром – устойчивый паттерн отдельных симптомов, соответствующий специфическому расстройству.

Часть III: Частная клиническая психология. Психологические модели психических расстройств.

Три основных класса моделей:

-Бихевиористские

-Когнитивистские

-Психоаналитические

Существуют бихевиористско-когнитивистские модели. Существуют и другие модели, но они могут быть отнесены к этим основным классами

Тема 1: Психологические модели расстройств шизофренического спектра

Шизофрения

Бенедикт Морель (1809-1873) – первое научное описание, Эмиль Крепелин (1896) – dementia praecox, раннее слабоумие. Обратил внимание, что специфическим симптомом является снижение уровня когнитивной деятельности, нарастающее слабоумие у молодых людей, не связанное с дегенеративными процессами.

Эуген Блёйлер (1911) – schizophrenia (schizo – расщепление, phreno – ум). Расщепление между мышлением, эмоциями и поведением. Выделение первичных и вторичных симптомов. Первичные симптомы происходят от самого нарушения. Вторичные связаны с особыми условиями существования, вызванными первичными симптомами. Сохранение формального интеллекта может сопровождаться эмоциональной тупостью и дезадаптацией.

Курт Шнайдер – симптомы первого ранга: открытость мыслей, слуховые галлюцинации, явления «психического автоматизма» (ощущение нарушения произвольной регуляции, кто-то управляет); симптомы второго ранга: др. галлюцинации, растерянность, непонимание происходящего, эмоциональное уплощение.

Существуют формы шизофрении, в которых симптомы первого ранга практически не встречаются.

Ясперс использовал субъективный критерий психологической понятности. Если переживания больного понятны нормальному человеку, то это не психоз. Если переживания психологически чужды (непонятны) нормальному человеку, то это психоз.

Симптомы шизофрении


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: