Этиология. -Наследование у неблизнецового сиблинга – 8%

Генетические исследования

-Наследование у неблизнецового сиблинга – 8%

-При одном родителе – 12%

-Дизиготные близнецы – 40%

-Два родителя – 40%

-Монозиготные близнецы – 47%

Эти данные свидетельствуют в пользу теории влияния внутриутробного развития.

Вероятнее всего, шизофрения не является однородным расстройством, разные компоненты имеют разные показатели наследуемости, а также могут быть не связаны с наследуемостью.

Психосоциальные теории

· Теория обучения: специфическое обучение неадекватному способу оценки действительности

· Теория «роли семьи». Double bind – двойная связь, порочный круг. Шизофрения возникает у людей, которые находились в специфической ситуации, когда им предъявлялись взаимно противоречащие требования, которые невозможно было выполнить.

· Социальные теории: распад традиционного общества, индустриализация, глобализация

Когнитивные теории

-Шизофрения как нейрокогнитивное заболевания – доказана значимая роль нейрокогнитивного дефицита на социально функционирование больных (когнитивная нейропсихология).

Executive functions

Working memory

Selective attention

Spatial processes

-Специфические для шизофрении дисфункциональные убеждение и связанные с ними неадекватные паттерны реагирования (когнитивная психотерапия).

-Нарушение обращения к прошлому опыту при шизофрении, нарушения вероятностного прогнозирования, актуализация из прошлого не наиболее вероятностных моделей при решении новых задач (Ю.Ф. Поляков).

Художник Луис Уайн (1860-1939) всю жизнь рисовал только кошек в человеческих ситуациях. В 1924 г. Он был помещен в психиатрическую больницу. Динамика распада перцептивных процессов у Луиса Уайна. Узор-фрактал на пике психотического состояния.

Теория личностного дефекта (Б.В. Зейгарник) – в основе шизофрении лежит не когнитивный, а личностный (мотивационный) дефицит:

· Первичность мотивационных расстройств

· Когнитивные нарушения как следствия искажённой мотивации

· Нарушения общения (первичное нарушение, которое не позволяет усваивать универсальные способы отражения реальности, принятые в данном социуме)

Психоаналитические теории

-Нарушение организации «Эго». В основе шизофрении лежит неинтегрированная форма Я, отсутствие непрерывности во времени.

-Нарушение дифференциации внутреннего и внешнего опыта

-«Психотическая» структура личности

-Шизофреногенная мать

ü Всеприсутствующая мать – удовлетворяет все потребности ребёнка ещё до их непосредственной актуализации

ü Всеотсутствующая мать – удовлетворяет потребности ребёнка вне связи с ним (или по часам)

Памперсы нарушают произвольную регуляцию у детей.

Полиэтилогическая модель (stress-diatesis model). Возможность интеракции патогенетических факторов.

Лекция №… (17.04.12)

Методы когнитивной психотерапии

-Компенсация нейрокогнитивного дефицита

-Коррекция дисфункциональных убеждений

-Использование прошлого опыта

-Коррекция эмоционального дефицита

-Коррекция мотивационного дефицита

Бихевиоральные методы терапии

-Коррекция когнитивных и эмоциональных нарушений

-Обучение социальным навыкам

-Создание условий для социализации

-Позитивное подкрепление эмоциональных контактов

Преморбидные симптомы

-Шизоидные или шизотипические черты личности

-Пассивность, интровертированность, мечтательность

-Замкнутость, бедность социальных контактов

-Склонность к абстрактным идеям, оккультным, философским, религиозным проблемам

-Странность, эксцентричность поведения, причудливая речь

Общие симптомы

-Моторные симптомы

-Социальный аутизм, эгоцентричность, нарушения спонтанности, нарушения целеполагания, нарушения контакта – «precox feeling»

-Изменение настроения, чувства и аффекта

-Нарушение восприятия

-Нарушения мышления

-Нарушения контроля

Психодинамические методы коррекции

-Упрочнение структуры ЭГО

-Формирование устойчивых границ

-Формирование навыков развитой коммуникации

-Созревание личностных структур

-Коррекция психотических страхов

Полиэтиологическая модель

· Стресс-дисстрес модель

· Возможность интеракции патогенетических факторов.

БредовЫе (параноидные) расстроства

Эскироль (1838) – мономания как бредовое расстройство, не связанное с формальными нарушениями мышлениями.

Кальбаум (1863), Гейнрот (1918) – выделение паранойи как самостоятельного синдрома.

В МКБ-10 рассматривается как разновидность шизофрении. В DSM-IV рассматривается как отдельное расстройство.

Отличие от шизофрении заключается в том, что это расстройство затрагивает только одну область человеческих отношений; в остальных сферах человек остаётся интактным.

Эти люди встречаются в повседневной жизни. Средний возраст заболеваемости – 40 лет. Спонтанное выздоровление происходит в 50% случаев. Улучшение происходит в 20% случаев. Распространённость – 0,03%.

Основные симптомы

-Настроение, чувства, аффект

-Перцептивные расстройства

-Мыслительные процессы

-Контроль за импульсами

Основные типы бреда:

· Эротоманический тип (Ложная убежденность, что в Вас кто-то влюблен)

· Бред величия

· Бред ревности

· Бред преследования

· Соматический бред

· Бред изобретательства

Психоаналитические теории

· защитные функции бреда (вносит в мир предсказуемость и внятность)

· первичное чувство несостоятельности (бред покрывает собой функцию, в которой человек бессознательно считает себя несостоятельным)

· механизмы проекции, расщепления и реактивного образовании как факторы формирования бредовых расстройств

Параноидное псевдосообщество

Характерные признаки и факторы порождения параноидных расстройств:

· преувеличенное ожидание агрессии

· ситуации, усугубляющие недоверие и подозрительность

· ситуации, усиливающие чувство зависимости

· социальная изоляция

· ситуации, усиливающие чувство зависти

· нарушение самооценки

· индуцированные бреды (у одного человека возникает бред и он вовлекает в него остальных)

Частные случаи: бред плохо слышащих людей, бред человека в иноязычном окружении.

Факторы хорошего прогноза:

· высокий уровень профессиональных и социальных достижений

· женский пол

· начало до 30 лет

· острый дебют

· наличие предрасполагающих факторов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: