В современных условиях налоги, платежи и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета. Одним из условий эффективного функционирования налоговой системы является осуществление налогового контроля, который реализуется посредством проведения налоговых проверок уполномоченными государственными органами. Право на проведение налоговых проверок предоставлено Федеральной службе по налогам и сборам (ФСН России) и его территориальным подразделениям. Полномочиями налоговых органов наделены также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов (п. 2 ст. 30 НК РФ). Процессуальные условия и правила проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87-89 НК РФ. Для налоговой проверки установлено ограничение в виде трёхгодичного периода деятельности налогоплательщика, предшествующего году проведения проверки. Проводить проверки могут не только налоговые, но и таможенные органы, а также органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции. Объектами налоговых проверок являются денежные документы, бухгалтерские регистры и отчётность, сметы, договоры, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Неотъемлемой частью процесса подготовки любой налоговой проверки является предпроверочный анализ. При его проведении работники налоговых органов изучают данные бухгалтерской отчётности, налоговые декларации за отчётный период, проводят углубленный анализ экономических показателей, изучают динамику деятельности предприятия за несколько отчётных периодов. В соответствии со ст. 87 НК РФ «Виды налоговых проверок» налоговые органы проводят камеральную, выездную проверки по законности и обоснованности расчёта налогооблагаемой базы по налогам, формированию экономических показателей, суммы налога за период не более трёх календарных лет деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки.
|
|
Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) является формой текущего контроля деятельности всех налогоплательщиков.
Акт камеральной проверки составляется, когда необходимо привлекать виновных лиц к налоговой, административной и уголовной ответственности в судебном порядке. В НК РФ предусмотрена повторная камеральная проверка, осуществляемая с целью контроля деятельности налогового органа, проводившего проверку ранее. Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ) проводится при предъявлении служебного удостоверения и на основании решения руководителя (заместителя) налоговой инспекции не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев.
|
|
Налоговые инспекторы могут истребовать и исследовать любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
К таким документам относятся: учредительные документы фирмы (или документы, подтверждающие государственную регистрацию индивидуального предпринимателя); свидетельство о постановке на учёт в налоговой инспекции; налоговые декларации; документы бухгалтерской отчётности; учётные регистры (Главная книга, журналы-ордера, ведомости и др.); лицензии; договоры (контракты); банковские и кассовые документы; накладные на отпуск материальных ценностей, сметы выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные документы; документы, подтверждающие правильность применения налоговых льгот (например, копии пенсионных удостоверений работающих на предприятии инвалидов) и др.
По результатам выездной налоговой проверки может быть принято одно из следующих решений:
– о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в связи с чем, ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени;
– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
– о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
К налоговым правонарушениям относятся:
– неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);
– невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов с налогоплательщиков (ст. 123 НК РФ);
– отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа (ст. 127 НК РФ) и др.
Наиболее часто взаимодействие осуществляется с подразделениями органов внутренних дел, специализирующихся на борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, которые входят в состав Департамента экономической безопасности МВД России. Другой формой использования специальных бухгалтерских знаний является проведение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (п. 2 ст. 1 ФЗ № 307). Привлечение правоохранительными органами аудитора в качестве специалиста обусловлено в первую очередь наличием у него специальных экономических знаний, так как юридическими знаниями и практическом стажем в большей мере обладают сами дознаватели, следователи, прокуроры и судьи.
При расследовании экономических преступлений аудиторы могут привлекаться в качестве специалистов для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств как лица, обладающие специальными экономическими знаниями. При этом в отношении них соблюдаются требования ст. 71 УПК РФ.