Налоговая и аудиторская проверки как формы использования специальных, бухгалтерских знаний

В современных условиях налоги, платежи и сборы яв­ляются основным источником доходов государственного бюджета. Одним из условий эффективного функционирования налоговой системы является осуществление налогового контроля, который реализуется посредством проведения налоговых проверок уполномоченными государственными органами. Право на проведение налоговых проверок предо­ставлено Федеральной службе по налогам и сборам (ФСН России) и его территориальным подразделениям. Полно­мочиями налоговых органов наделены также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов (п. 2 ст. 30 НК РФ). Процессуальные условия и правила проведения нало­говых проверок закреплены в ст. 87-89 НК РФ. Для на­логовой проверки установлено ограничение в виде трёх­годичного периода деятельности налогоплательщика, предшествующего году проведения проверки. Проводить проверки могут не только налоговые, но и та­моженные органы, а также органы государственных вне­бюджетных фондов в пределах своей компетенции. Объектами налоговых проверок являются денежные документы, бухгалтерские регистры и отчётность, сметы, договоры, декларации и другие документы, связанные с ис­числением и уплатой налоговых платежей в бюджет и вне­бюджетные фонды. Неотъемлемой частью процесса подготовки любой нало­говой проверки является предпроверочный анализ. При его проведении работники налоговых органов изучают данные бухгалтерской отчётности, налоговые декларации за отчёт­ный период, проводят углубленный анализ экономических показателей, изучают динамику деятельности предприятия за несколько отчётных периодов. В соответствии со ст. 87 НК РФ «Виды налоговых про­верок» налоговые органы проводят камеральную, выездную проверки по законности и обоснованности расчёта налого­облагаемой базы по налогам, формированию экономиче­ских показателей, суммы налога за период не более трёх календарных лет деятельности налогоплательщика, пред­шествующих году проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) явля­ется формой текущего контроля деятельности всех налого­плательщиков.

Акт камеральной проверки составляется, когда необхо­димо привлекать виновных лиц к налоговой, администра­тивной и уголовной ответственности в судебном порядке. В НК РФ предусмотрена повторная камеральная про­верка, осуществляемая с целью контроля деятельности на­логового органа, проводившего проверку ранее. Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ) проводится при предъявлении служебного удостоверения и на основании решения руководителя (заместителя) налоговой инспекции не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев.

Налоговые инспекторы могут истребовать и исследовать любые документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

К таким документам относятся: учредительные документы фирмы (или документы, подтверждающие госу­дарственную регистрацию индивидуального предпринима­теля); свидетельство о постановке на учёт в налоговой ин­спекции; налоговые декларации; документы бухгалтерской отчётности; учётные регистры (Главная книга, журналы-ордера, ведомости и др.); лицензии; договоры (контракты); банковские и кассовые документы; накладные на отпуск материальных ценностей, сметы выполненных работ, счета-фактуры и другие первичные документы; документы, под­тверждающие правильность применения налоговых льгот (например, копии пенсионных удостоверений работающих на предприятии инвалидов) и др.

По результатам выездной налоговой проверки может быть принято одно из следующих решений:

– о привлечении налогоплательщика к налоговой от­ветственности за совершение налогового правонарушения, в связи с чем, ему направляется требование об уплате недо­имки по налогу и пени;

– об отказе в привлечении налогоплательщика к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения;

– о проведении дополнительных мероприятий налого­вого контроля.

К налоговым правонарушениям относятся:

– неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);

– невыполне­ние налоговым агентом обязанности по удержанию и пере­числению налогов с налогоплательщиков (ст. 123 НК РФ);

– отказ от предоставления документов и предметов по запро­су налогового органа (ст. 127 НК РФ) и др.

Наиболее часто взаимодействие осуществляется с под­разделениями органов внутренних дел, специализирующих­ся на борьбе с экономическими и налоговыми преступлени­ями, которые входят в состав Департамента экономической безопасности МВД России. Другой формой использования специальных бухгалтер­ских знаний является проведение аудиторских проверок. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это дея­тельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами (п. 2 ст. 1 ФЗ № 307). Привлечение правоохранительными органами аудитора в качестве специалиста обусловлено в первую очередь на­личием у него специальных экономических знаний, так как юридическими знаниями и практическом стажем в боль­шей мере обладают сами дознаватели, следователи, проку­роры и судьи.

При расследовании экономических преступлений ауди­торы могут привлекаться в качестве специалистов для об­наружения, закрепления и изъятия доказательств как лица, обладающие специальными экономическими знаниями. При этом в отношении них соблюдаются требования ст. 71 УПК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: