Рассмотрим преобразование электрической мощности, подводимой к статору двигателя с помощью энергетической диаграммы, что позволит получить выражение для вращающего момента АД.
Подводимая к статору АД мощность определяется по формуле
, (3.14)
где - фазные напряжение и ток; - мощность потерь в меди обмоток статора; - мощность потерь в стали статора;
Рис.3.7
- электромагнитная мощность, передаваемая электромагнитным путем от статора через зазор ротору двигателя; - полная механическая мощность; - мощность потерь в меди обмоток ротора; - полезная механическая мощность на валу двигателя; - мощность механических потерь, состоящая из мощности потерь на трение в подшипниках и мощности вентиляционных потерь; - мощность добавочных потерь, включающая мощности пульсационных и поверхностных потерь, возникающих в зубцах статора при вращении ротора вследствие пульсации проходящего через зубец потока.
Моменту холостого хода соответствует мощность
,
где - угловая скорость ротора АД.
Из диаграммы следует, что полная механическая мощность
.
Вращающий момент двигателя создается в результате взаимодействия ВМП статора и тока в роторе. ВМП вращается с частотой . Поэтому развиваемая им электромагнитная мощность . Так как , то . (3.15)
Тогда из выражения (3.15) вращающий момент
(3.16)
Подставляя значение из выражения (3.13) в (3.16), получим
(3.17)
где - результирующее реактивное сопротивление рассеяния фазы АД.
В соответствии с формулой (3.17) зависимость вращающего момента АД от
скольжения S представлена на рис. 3.8, где – пусковой момент; – максимальный момент; – критическое скольжение, соответствующее . При S=0 ротор “догоняет” ВМП статора и М=0. Ротор начинает затормаживаться и его скольжение возрастает до номинального.Если из выражения (3.17) найти производную
Рис.3.8
и положить ее равной нулю, то можно определить максимальный момент АД и
, (3.18)
. (3.19)
Выражение (3.18) удобно представить в виде
. (3.20)