Управление запасами. Теоретические основы методов управления запасами

Лекция 20

Понятие запасов и цели их формирования на предприятии.

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт.

Для обеспечения действенного контроля за сохранностью материальных ценностей немаловажное значение имеют организация маркетинга (снабжения) на предприятиях, состояние складского и вес измерительного хозяйства. С этой целью приказом по предприятию каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. При наличии нескольких складов необходимо сосредоточить в каждом материалы определенных групп. Внутри складов материалы должны размещаться по секциям, затем по типосорторазмерам в штабелях, на стеллажах и на полках с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. С этой же целью в местах хранения материала прикрепляется ярлык (ф. № М–36). Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

Необходимо установить список должностных лиц, ответственных за приемку и отпуск материальных ценностей (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им материальных ценностей. С этими лицами заключаются договоры о материальной ответственности.

Всем службам предприятия следует иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз с предприятия материальных ценностей.

В процессе производства материалы используются различно. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье и материалы), другие – изменяют только свою форму (смазочные материалы, краски), третьи – входят в изделия без каких–либо внешних изменений (запасные части), четвертые – только способствуют изготовлению изделий, не входят в их массу или химический состав (МБП).

Все материалы по способу их использования и назначения в производственном процессе можно подразделить таким образом:

§ сырье (руда в металлургических производствах, хлопок–сырец в текстильной промышленности и т.п.);

§ основные материалы (черные металлы в машиностроении, лес в деревообрабатывающей промышленности);

§ покупные полуфабрикаты (моторы в станкостроении, шины в автомобилестроении);

§ вспомогательные материалы (смазочные материалы, краска, лак, обтирочные материалы и т.д.);

§ отходы (стружка, опилки, обрезки труб и т.д.);

§ тара (деревянная, картонная, металлическая);

§ топливо (дрова, каменный уголь);

§ запасные части (отдельные детали машин и оборудования для капитального ремонта).

В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Сырье и основные материалы – предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые образуют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельского хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами – продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства (специи в колбасном производстве, смазочные, обтирочные материалы и др.).

Следует иметь в виду, что деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и нередко зависит лишь от количества материала, использованного на производство различных видов продукции.

Покупные полуфабрикаты – сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, т.е. составляют ее материальную основу.

Возвратные отходы производства – остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и др.).

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части. Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы – предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования. В специальную группу выделяют МБП.

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и подразделяют на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

Определение размера страхового запаса товаров

Страховой запас товара - это специально созданный запас некоторого вида товара, предназначенный для покрытия возможной недостаточности обычных запасов этого товара. Страховой запас создается для предотвращения экономических потерь, в случае отсутствия данного товара.

Вполне очевидно, что иметь страховой запас на все виды товаров нецелесообразно. Такой запас имеет смысл создавать лишь в том случае,

-отсутствие товара может повлечь за собой существенные

экономические потери (упущенная выгода);

-предприятие обязано в любое время иметь определенный уровень запасов данного товара (обязательный ассортимент);

- наличие определенного ассортимента необходимо для поддержания престижа предприятия в глазах покупателей.

Создание и поддержание страхового запаса товаров является достаточно затратным мероприятием. Поэтому при определении товаров, страховой запас которых предприятие решило поддерживать, вначале необходимо оценить, какой экономический эффект это обеспечит.

Безусловно, перечень товаров, страховой запас которых решает создать предприятие, определяется в каждом случае индивидуально, руководствоваться следует все же экономическими соображениями.

На величину страхового запаса влияет:

- колебания спроса (средний - максимальный) в течение одного дня, в штуках упаковок;

-колебания сроков исполнения заказа (средний - максимальный), в днях.

Если страховой запас создается для покрытия дефицита в случае:нерегулярных поставок при стабильном среднедневном уровне спроса, то количество упаковок этого запаса определяется как произведение

среднедневного расхода данного товара (шт.) и максимального количества дней задержки поставки данного товара в обозримом прошлом.

Если страховой запас создается для компенсации трудно предсказуемых колебаний спроса, необходимо предварительно провести статистическое исследование, что не представляет никаких сложностей при условии использования системы комплексной автоматизации. Полученные результаты экстраполируют на будущий период и, исходя из полученных данных, формируют страховой запас. В этом случае страховой запас будет рассчитываться с учетом влияния этих двух факторов.

Определенный интерес представляет период времени, когда /не 'происходит возобновления заказа (То). Длительность этого периода зависит от:

- величины поступившей партии товара (N);

-среднедневного расхода данного товара (п);

- длительности периода, необходимого на пополнение товарного запаса

(Тз).

R = То + Тз;

То = R - Тз;

То = N/n - Тз.

На длительность фазы не возобновления заказа оказывает влияние ряд факторов. Из них мы условно можем выделить факторы первого и второго порядков.

Три вышеназванных условия для удобства назовем факторами первого порядка, так как они непосредственно участвуют в исчислении рассматриваемого показателя.

В свою очередь, эти условия формируются под влиянием факторов второго порядка. При управлении товарными запасами о них нужно помнить.

1. Факторы, влияющие на величину партии заказываемого товара (N).

уровень спроса на товар;

-существенные скидки при приобретении большой партии товара;

дефицитность товара,, пользующегося спросом у покупателей;

-ограниченность финансовых ресурсов и площадей для хранения запасов товаров;

- высокие темпы инфляции; о степень стабильности поставок; о условия расчетов за товары с поставщиками;

- недостоверная информация об’остатках товара,

2. Факторы, влияющие на покупательский спрос,

- сезонность;

- покупательная способность населения;

. - реклама;

- цена товара;

-другие факторы (такие, методы работы с покупателями, наличие очередей и т.д.).

3 Факторы, влияющие на длительность срока размещения заказа,

-количество наименований товара в ассортименте;

- материально-техническая база (быстродействие компьютера, загруженность телефонных линий и т.п.);

- квалификация персонала, а также укомплектованность кадрами.

Перечисленные факторы могут оказать значительное влияние на эффективность управления товарными запасами, поэтому их значение нельзя недооценивать.

Система управления товарными запасами призвана осуществлять такой порядок формирования и использования их, который бесперебойно

обеспечивал бы потребности товарооборота, отражающие покупательский спрос, при наименьших затратах на содержание совокупных запасов.

Цель процесса управления товарными запасами заключается в

построении такой системы товародвижения, при которой на предприятии

находился бы оптимальный товарный запас, который бы пополнялся в оптимальные промежутки времени оптимальным количеством товаров.

Каждый из четырех этапов процесса товародвижения обозначен далее как время (t - количество дней), требующееся на выполнение каждого из них. Рассмотрим подробно содержание каждого этапа.

1. Процесс формирования заказа (t фз) включает:

- выявления недостатка товаров;

- изучение ценовых листов фирм-поставщиков;

-подбор оптимальных цен и условий поставки;

-составление заказа; размещение заказа.

2. Исполнение заказа (t из) включает: - прием заказа;

- подбор и упаковка требуемого товара;

- оформление расчетно-платежных документов; - доставка заказа.

3. Обработка заказа (t оз) включает:

- прием поступивших по заказу товаров; - оприходование товара, в том числе:

а) внесение приходных данных в программу учета товарных запасов;

б) фасовка (если продажная единица составляет часть поступившей от поставщика единицы товара);

 

г) этикетирование товара;

д) формирование и печать стеллажных карточек по каждому наименованию поступившего товара;

 

4. Реализация (tr) - период времени в днях, в течение которого полностью будет реализована поступившая партия товара (по каждому наименованию). К моменту завершения данного этапа предприятие должно

Произвести расчет за поставленный товар. Момент расчетов с поставщиком

зависит от условий расчетов, оговоренных в договоре поставки. При несоблюдении условий данного договора и несвоевременной оплате счетов поставщика это может в дальнейшем привести к увеличению длительности цикла обращения товаров, что нежелательно.

Далее цикл повторяется.

Запас товаров, единовременно находящийся на предприятии должен быть достаточен для удовлетворения потребительского спроса в течение некоторого промежутка времени. Данный период времени определяется индивидуально, но не может быть слишком большим по следующим причинам:

- Предприятие имеет ограниченную величину собственных оборотных средств.

- Предприятие имеет ограниченные площади для хранения товарных запасов.

- В нестабильных экономических условиях нужно обеспечить максимально возможную скорость оборачиваемости товарных запасов, чтобы предприятие не несло инфляционных убытков.

- Товарные запасы имеют ограниченный срок годности.

Таким образом, для обеспечения бесперебойного снабжения покупателей и избежание потерь в выручке из-за отсутствия требуемого товара, можно дать следующие рекомендации:

1. Систематически отслеживать динамику спроса на товары.

2. Иметь некоторый страховой запас товаров из группы экономически значимых для предприятия, предназначенный для покрытия возможного дефицита товаров в случае повышенного спроса, либо при непредвиденном увеличении срока исполнения заказа поставщиком. Также страховой запас

рекомендуется иметь при высоком риске частичного неисполнения размещенного заказа.

Если предприятие длительное время сотрудничает с определенными поставщиками, то персонал может с высокой степенью достоверности оценить, за какой период времени поставщик сумеет исполнить размещенный заказ. Зная затраты времени на осуществление рассмотренных этапов и динамику спроса на товары, можно точно определить, когда следует размещать новый заказ. Таким образом, предприятие избегает затоваривания, непродуктивного отвлечения оборотных средств, а также искусственного дефицита, вызванного временным отсутствием товара. Преимущества такого подхода к управлению товарными запасами очевидны.

Заказ следует размещать тогда, когда товарные запасы имеются в количестве = Тз (в днях) х средний однодневный расход соответствующего товара.

Если поставки товаров осуществляются нерегулярно (длительность срока исполнения заказа существенно варьирует), а также, если неполная поставка является нормой, это непременно должно учитываться при принятии решения о создании страхового запаса товара. Этот принцип также справедлив, если предприятие работает с новым, а потому трудно предсказуемым, поставщиком.

Неправильное управление запасами может привести к появлению недостаточных или избыточных запасов. Недостаточность запасов приводит к пропуску поставок, потерям в объеме продаж. К недовольству покупателей и заторам в производственном процессе; избыточность запасов безо всякой необходимости связывает средства, которые можно где-то применить с большей пользой.

Управление запасами имеет два основных аспекта. Один относится к уровню обслуживания потребителей, т.е. к способности производить нужный товар, в достаточном количестве, в нужное время и в нужном месте. Другой аспект связан со стоимостью заказа и поддержания запасов.

Основная цель управления запасами – достичь удовлетворительного

уровня обслуживания потребителей, в то же время удерживая расходы на поддержание запасов в разумных пределах. Именно с этой точки зрения руководитель должен сбалансировать уровень материальных запасов производства. Два основных вопроса, которые ему приходится при этом решать, - это сроки и объем заказов. Для решения этих вопросов разработаны различные модели управления материально-производственными запасами.

Системы учета запасов бывают периодическими и непрерывными.

В периодической системе физический подсчет составляющих в запасах производится через определенные периоды времени (раз в неделю, месяц), для того, чтобы определить объемы заказов по каждому наименованию.

Многие мелкие торговые точки используют следующий подход: менеджер периодически проверяет количество товаров на прилавках и на складе, чтобы определить объем наличных запасов. Затем менеджер определяет количество товара, необходимое на период до следующей поставки. Преимущество данной системы заключается в том, что заказы на большинство товаров производятся одновременно, - а это дает экономию расходов на осуществление и доставку заказов. Однако есть в таких периодических проверках и неудобства: отсутствие контроля над запасами в периоды между проверками, необходимость поддерживать резервный запас на случай нехватки товара и необходимость определения нужного объема и заказа товара при каждой новой проверке запасов.

Непрерывная система (постоянно действующая) учета материальных запасов постоянно и непрерывно отслеживает все изменения в запасах и поэтому может представить информацию о текущем уровне запасов на любой данный момент. Когда объем наличных запасов достигает заранее определенного минимума, то производится пополнение запасов на фиксированное количество Q.

Преимущества этой системы: контроль над уровнем запасов, обеспеченный постоянным отслеживанием использования запасов и фиксированный объем возобновления заказов (руководство предприятия

может определить объем экономичной партии заказа). Один из недостатков = дополнительные расходы на ведение учетной документации. Кроме того, все же необходимо производить физический подсчет запасов, чтобы корректировать учетные данные, с учетом возможных ошибок, мелких хищений, порчи и других факторов, которые могут снизить действительный объем запасов.

Чтобы осуществлять контроль над запасами, предприятие должно правильно соотносить издержки и выгоды инвестиций в материально» производственные запасы. Информацию о таких инвестициях можно получить лишь в необязательной финансовой отчетности, а именно:

 

снабжения;

- анализ деятельности отдела маркетинга;

- другие источники, в том числе интервью с работниками склада.

Таблица 1. Соотношение издержек и выгод контроля запасов
Издержки Выгоды
Хранение Стоимость капит ал а, инвестированного в запасы Скидки за количество Исключение перебоев производства
Страхование Налог на собственность Порча Издержки хранения Избежание перебоев в снабжении Полный ассортимент ‘продукции
Конторские Стоимость выполнения заказа Выгоды при сбыте Репутация надежной компании
Транспортные Погрузо- разгрузочные Стоимость нехватки Манипулирование запасами  

Эффективный контроль запасов может занимать слишком много времени. Можно использовать выборочный контроль запасов.

2. Модель управления запасами «АВС» и «EQQ».

В экономической литературе часто встречается описание так называемого АВС метода управления товарно-материальными запасами.

Согласно АВС методу, запасы товаров делятся на 3 категории но степени экономической важности для предприятия в зависимости от их. удельной стоимости.

Категория «А» включает ограниченное количество наиболее ценных товаров, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля. Для этой группы исчисляется оптимальный размер заказа.

Оптимальным размером заказа признается такой, при котором достигается наименьший уровень суммарных издержек.

Категория «Б» состоит из тех видов товаров, которые имеют меньшую экономическую важность. Для товаров этой категории также рассчитывается оптимальный размер заказа.

Категория «С» включает широкий ассортимент оставшихся относительно недорогих товаров, которые обычно закупаются в больших количествах.

При применении данного метода на практике нужно помнить, что он разработан для производственных предприятий, где используются принципиально иные подходы к исчислению издержек.

Запасы группы «А» должны регулярно инвентаризироваться на самом высоком уровне. Менеджер должен быть в курсе изменений -цен на товары и продукцию, знать о конкурирующей и заменяющей продукции, иметь представление о влиянии действий конкурентов на собственные торговлю, производство и складирование.

Запасы группы «В» и «С» не нуждаются в таком же тщательном контроле как запасы группы «А» из-за их сравнительно низкой стоимости. Определенная разница между системами контроля запасов групп «В» и «С» сильно зависит от вида хранимых запасов.

Таблица 2. Требования по контролю запасов

  «А» «В» «С»
Степень контроля Высокая Средняя Низкая
Размер запасов Небольшой средний большой
База для контроля Расчет потребности, планирование, постоянный контроль, анализ расхождений Аккуратные и подробные Записи, периодический пересмотр потребности и контроль Записи (когда есть необходимость), базовое планирование потребности
Системы и записи и Процедуры Регулярные, частые и обстоятельные Общие Регулярные и обстоятельные Общие или нет вообще Нерегулярные, но систематические
Складские площади Хорошо охраняемые Охраняемые открытые

Другое применение метода ABC - помощь в подсчете циклов (инвентаризации), т.е. физическом подсчете единиц запаса. Цель такого подсчета - сократить расхождение между показателями в инвентарных записях и действительным объемом наличных запасов. Точность здесь очень важна, т.к. неверные данные могут нарушить ход производственного процесса, снизить качество обслуживания потребителей, привести к неоправданию высокой стоимости хранения запасов.

Для руководства компании основными проблемами при инвентаризации запасов являются:

1. Какая точность необходима?

2. Когда производить подсчет циклов?

3. Кто будет это делать?

Американское Общество по Производству и Управлению запасами(АР1С8) рекомендует следующие показатели точности инвентарных записей: 1 0,2% для предметов класса «А»; + 1% для предметов класса «В» и +- 5% для предметов класса «С».

Модель экономичного объема заказа

Вопрос о том, сколько заказывать, часто решается с помощью модели

экономичного объема заказа (economic order quantity models-EOQ). Модель EOQ определяет оптимальный объем заказа путем минимизации определенных годовых расходов, которые зависят от объема заказа»

Модель EOQ используют, чтобы определить такой объем заказа, который даст минимальную годовую стоимость хранения запасов и выполнения заказа» При этом закупочная стоимость товара не включается в общий показатель, т.к. на нее не влияет объем заказа, если только не действуют количественные скидки. Если стоимость хранения выражена как процент от стоимости товара, тогда стоимость товара включается в общую стоимость как часть стоимости хранения.

Основная модель имеет несколько условий и предпосылок:

1. Все расчеты относятся только к одному виду товара;

2. Известны нормы годового спроса;

3. Спрос равномерно распределен по всему годовому периоду, поэтому уровень потребления относительно стабилен;

4. Время исполнения заказа не меняется;

5. Каждый заказ поступает единой поставкой

6. Количественные скидки не действуют

Цикл начинается с получения заказа на Q единиц, которые расходуются с постоянной скоростью в течение определенного времени. Когда остается объем запасов достаточный, чтобы удовлетворить текущий спрос в течении времени осуществления заказа, то поставщику отправляют заказ на партию в Q единиц: Т.к. изначально задано, что скорость расхода запасов и осуществления заказа постоянна, то заказ будет получен как раз в тот момент, когда наличный уровень запасов становится нулевым. Следовательно, заказы распределены таким образом, чтобы избежать как избыточных, так и недостаточных запасов.

Оптимальный объем заказа - это разумный компромисс между стоимостью хранения и стоимостью выполнения заказа: с изменением

Объема заказа один вид расходов возрастает, а второй уменьшается.

Например, если оббьем заказа относительно невелик, то средний уровень

 

запасов будет низким, а складские расходы соответственно небольшими. Однако если объем заказа мал, то придется возобновлять заказ достаточно часто, что повысит годовую стоимость выполнения заказа. И напротив, годовую стоимость выполнения заказа можно уменьшить, закупая крупные партии через большие интервалы времени, но это приведет к повышению среднего уровня запасов и повысит стоимость хранения. Эти два случая показаны на рис. 1

 

Небольшое число заказов приводит к высокому среднему уровню запасов.

Большое число заказов приводит к низкому среднему уровню запасов.

Рис. 1. Зависимость среднего уровня запасов и годового числа заказов.

Таким образом, идеальное решение - не слишком большой и. не слишком малый объем заказа. Точная величина будет зависеть от конкретной стоимости хранения и выполнения заказа.

Общие затраты на содержание товарно - материальных запасов зависят от затрат на хранение этих запасов и расходов по подготовке заказа.

Чтобы рассчитать общие затраты, введем следующие обозначения переменных модели:

S- годовой объем продаж в единицах изделия;

Р -стоимость приобретения компанией изделия;

С - годовые затраты по хранению запасов в процентах от цены единицы изделия;

F - постоянные расходы по размещению заказа;

Q - заказываемое количество.

Общие расходы на содержание товарно - материальных запасов на год можно выразить как сумму затрат на хранение товарно - материальных запасов и расходов на подготовку заказа

TIC-Q/2* P*C + S/Q*F

Данное выражение можно интерпретировать следующем образом» Средняя стоимость товарно - материальных запасов в течении года равна среднему количеству единиц изделий в запасах(0/2Х умноженному на стоимость приобретения каждой единицы (Р). Годовые затраты не хранение товарно - материальных запасов равны средней стоимости этих запасов, умноженной на годовую процентную стоимость хранения изделий на сумму в 1 рубль в запасах. Если компания продает (S) единиц в год. к размещает заказ в размере (Q) единиц при каждом размещении заказа, то тогда она должна делать заказы S/Q в год. Если размещение одного заказа обходится в фиксированную сумму F, то тогда сумма расходов на подготовку заказав! год будет равна числу заказов за год, умноженному на стоимость размещения заказа (S/Q)*F. Далее можно вывести уравнение оптимального размерами которое имеет следующий вид:

 

Рис. 2 Оптимальный обьем инвестиций в материально- производственные запасы.

Компания минимизирует совокупные затраты на поддержание товарно - материальных запасов через размещение заказа в единицу времени в оптимальном размере. Как видно из уравнения, оптимальный размер заказа увеличивается с ростом постоянных расходов на подготовку заказа и годового уровня объема продаж. Это объясняется тем, что если расходы на подготовку заказа увеличиваются, то компания заказывает с меньшей периодичностью, которая означает, что она должна заказывать в единицу времени больше единиц изделия. И наоборот, размер оптимального заказа падает по мере увеличения процентной стоимости хранения товарно - материальных запасов и цены приобретения. Например, если затраты на хранение товарно - материальных запасов увеличиваются, то тогда текущий уровень товарно - материальных запасов становится для компании слишком дорогостоящим, и в этом случае лучше заказывать в единицу времени меньшие объемы. Конечно, тогда придется размещать заказы с большей периодичностью.

Точка возобновления заказа

При этой модели точка возобновления заказа приходится на тот момент, когда наличные запасы падают до определенного заданного уровня. Этот показатель обычно включает в себя предполагаемый спрос на время исполнения заказа, и возможно, небольшой страховой запас, чтобы предотвратить риск исчерпания запасов во время исполнения заказа.

Основная задача менеджера - сделать заказ в тот момент, когда объем наличных запасов достаточен для удовлетворения спроса в течении времени, необходимого для получения этого заказа (т.е. времени исполнения заказа). Существуют четыре детерминанты, определяющие количество запасов в точке возобновления заказа:

  2. Продолжительность времени исполнения заказа;

3.Показатель возможного изменения спроса и / или времени исполнения заказа;

4. Приемлемая для руководства предприятия степень риска исчерпания запасов»

Если спрос и время исполнения заказа.постоянны, тогда точка возобновления заказа рассчитывается просто:

ROP = d * LT,

Где d - ежедневный или еженедельный спрос

LT - время исполнения заказа в днях и неделях.

Когда показатели спроса или времени исполнения заказа подвержены изменениям, то 'возникает вероятность, что фактический спрос превысит ожидаемый. В этом случае точка возобновления заказа поднимается на величину страхового запаса:

ROP = Ожидаемый спрос в период исполнения заказа + Страховой

запас

Но защита от исчерпания запасов нужна только на срок исполнения заказа. Если в любой момент цикла возникают экстренные потребности в материальных ресурсах, это послужит сигналом возобновления заказа. Когда заказ уже получен, опасность исчерпания запасов практически исчезает. Снижение риска исчерпания ресурсов ведет к повышению уровня обслуживания потребителей. Уровень обслуживания в цикле заказа можно определить как вероятность того, что спрос не превысит наличные запасы в период исполнения заказа.

  Модель фиксированного интервала заказа

Когда пополнение запасов основано на моделях EQQ/R0P (экономичного объема партии и точки возобновления заказа), то заказывают партии определенного, фиксированного объема через различные изменяющиеся интервалы времени. Совершенно обратное происходит при использовании модели фиксированного интервала заказа: заказы различного

объема производятся через равные интервалы времени (например каждую неделю).

Есть ряд различий между этими двумя подходами к возобновлению заказа. Оба они учитывают спрос, предшествующий возобновлению заказа, но каждый по-своему. В модели с фиксированным объемом заказа повышенный спрос приводит к сокращению времени между заказами, - а в модели с фиксированным интервалом времени увеличивается объем заказа. Другое различие заключается в том, что модель с фиксированным объемом заказа требует усиленного контроля над уровнем запасов, чтобы знать, когда именно количество наличных запасов достигнет точки возобновления заказа. Для модели с фиксированным интервалом времени нужен только периодический контроль (т.е. физическая проверка) уровня запасов непосредственно перед отправкой нового заказа, чтобы определить его объем.

Причины использования модели с фиксированным интервалом заказа. В некоторых условиях очень удобно использовать модель заказа с фиксированным интервалом.. Бывает, что сама политика поставщика поощряет заказы через фиксированные интервалы времени. В любом случае, определенная группировка заказов помогает сэкономить на стоимости доставки. Кроме того, не всегда возможно постоянно отслеживать уровень наличных запасов. В эту категорию попадают многие мелкие предприятия розничной торговли (например, аптеки, небольшие продовольственные магазины). Для них реальный выход - использовать модель фиксированного интервала времени, которая требует лишь периодических проверок уровня запасов.

Определение объема заказа.

Если спрос и время исполнения заказа не изменяются, то модель с

фиксированным интервалом и модель с фиксированным объемом действуют

совершенно одинаково. Различия проявляются только в том случае, если

модели действуют в изменяющихся условиях. Подобно модели точки

возобновления заказа, данные две модели могут иметь отклонения только в

уровне спроса, только в сроках исполнения заказа, или же в обоих этих показателях. Например, рассмотрим ситуацию с переменным спросом и постоянным временем исполнения заказа.

В модели с фиксированным объемом заказа момент возобновления заказа определяется количественно (точка возобновления заказа). В модели с фиксированным интервалом возобновление заказа определяется временем. Соответственно, модель с фиксированным на время исполнения заказа: дополнительные заказы можно сделать в любой момент и быстро получить (время исполнения заказа). Следовательно, модель с фиксированным интервалом больше нуждается в резервном запасе, чем модель с фиксированным объемом.

Преимущества и недостатки. В ходе периодических проверок уровня запасов в системе фиксированного интервала необходим жесткий контроль за предметами класса "А" по классификации ABC. Кроме того, когда у одного поставщика заказывают два или более различных наименований, группировка заказов позволит сэкономить на стоимости заказа, упаковки и доставки. Более того, иногда это единственно возможный разумный подход - в тех случаях, когда расход запасов невозможно постоянно отслеживать.

Недостаток данной системы состоит в том, что она требует поддерживать большой резервный запас для защиты от исчерпания запасов. Это происходит потому, что нужно защищаться от исчерпания запасов в течении всего интервала заказа, плюс время исполнения заказа вместо одного периода исполнения заказа, что повышает стоимость хранения. Кроме того, нужно учитывать расходы на периодические проверки запасов.

Глава 3. Управление товарно-материальными запасами на примере торгового предприятия «Эксперт»

1.Модель «АВС»

Данное предприятие занимается розничной продажей фототоваров, таких, как фотоаппараты, фотопленка, фотоальбомы и рамки для фотографий. Так как это розничная продажа, то предприятие имеет запасы только в виде готовых изделий, которые покупаются у производителя и продаются населению.

Так как некоторые виды запасов представляют большую значимость по сравнению с другими, то многие компании при управлении своими запасами применяют систему приоритетов. Руководство магазина разбило все продаваемые изделия на группы по системе АВС. В табл № 3 представлены запасы, разбитые по стоимости приобретения ед.изделия

Таблица 3.Товарно - материальные запасы «Эксперт», разбитые на группы по стоимости ед.изделия (система АВС)

Стоимость приобретения фотоаппарата "Samsung-200" наивысшая (700), дешевле всего же обходятся мини-рамки(8). Таким образом, руководство сосредоточило свои силы на отслеживание в первую очередь фотоаппаратов "Samsung-200" и далее вниз по списку. К группе "А" относятся фотоаппараты и фотоальбомы, причем фотоальбомы занимают третье место по важности для компании после фотоаппаратов "Samsung"(самые важные) и "UNIT"(вторые по важности). Рамки "GH" и фотопленка "AGFA" относятся к группе В, а рамки "А" и мини-рамки "В" - к группе С.

Основная проблема, связанная с разбивкой по стоимости приобретения, сразу бросается в глаза, если посмотреть на данные колонки "Прибыль", где можно увидеть, что на самом деле не данные фотоаппараты, а фотоальбомы приносят предприятию больше всего прибыли.

Разобьем изделия на группы исходя из ожидаемой годовой прибыли, в результате чего получим новую классификацию изделии по системе АВС:

Таблица 4.Товарно - материальные запасы «Эксперт», разбитые на группы по ожидаемой годовой прибыли (система «АВС»)

В этой таблице запасы расположены так, что легко можно увидеть, какие из запасов товаров приносят предприятию наибольшую долю прибыли. На самом деле это получились запасы, которые и по стоимости приобретения относились в группу «А», но уже в другой очередности.

Фотоальбомы, занимавшие раньше только третью позицию, приносят большую долю прибыли по сравнению с другими товарами, поэтому в первую очередь руководство должно из запасов группы "А" уделять внимание фотоальбомам.

2.Модель «EOQ»

Теперь рассмотрим модель «EOQ», помогающей определить оптимальный уровень товарно-материальных запасов. Имеется следующая таблица по возможному наличию альбомов на складе.

Q Издержки обладанием запасами Q/2 *S(10р) Издержки пополнения запасов Т/Q * f (1500) Общие издержки
       
       
       
       
       
       
       

S – Себестоимость хранения запаса.

f – Стоимость выполнения одного заказа.

T – Потребность в альбомах 30000 штук в год.

Общие издержки 30000 рублей при заказе в 3000 альбомов.

Посмотрим модель EOQ для наиболее важных запасов предприятия – запасов фотоальбомов.

Для этого нам потребуется следующие данные по фотоальбомам:

Годовой объем реализации S= 30000 фотоальбомов в год;

Уровень затрат по хранению С = 20 % от стоимости запасов (аренда,расходы по финансовому обеспечению среднего запаса в течении года, охрана, коммунальные услуги, налоги)

Цена покупки единицы запасов P = 50 руб./шт.;

Постоянные затраты на выполнение одного заказа F=1500 рублей.

(почтовые расходы и расходы на междугородние телефонные переговоры и приемку партии).

Теперь, подставляя эти данные в формулу EOQ = (2FS/CP)1/2

Получается:

EGQ= (2* 1500/0,2*50) 1/2=3 000 шт

Этот запас EOQ, равный 3 000 шт., рассчитан на годовой объем реализации, т.е. 30 000 шт.

Теперь можно подсчитать, сколько заказов в год будет размещать фирма «Эксперт»30 000/3 000 = 10 заказов в год.

Средний размер запасов прямо зависит от величины EOQ - он равен EQQ/2, т.е. 3 000/2=1 500 шт

Объем реализации равен 577 альбомов в неделю (30 000 шт./52 недели), т.е. на эту величину запасы альбомов еженедельно причем их максимальный размер составляет 3 000 шт., а минимальный – 0,что в среднем и ровно 1500 шт., или половине EOQ. Таким образом, при стабильном уровне реализации средние запасы в течение года будут составлять 1 500 шт.

Величина средних запасов в стоимостном выражении определяется произведением средней величины запасов и цены покупки единицы: средних запасов (руб.) = 1 500 * 50 = 75 000 руб.

Величина EOQ и, следовательно, средний размер запасов, будут изменяться в зависимости от объема' реализации. При увеличении объема реализации запасы также увеличиваются, но не в той же пропорции, т.е отношение объема запасов к объему реализации имеет тенденцию к снижению, если деятельность фирмы расширяется.

Например.

Размер EOQ фирмы равен 3 000 шт.

При годовом объеме реализации 30 000 шт., а средние запасы

составляют 1 500 шт. или 75 000 руб.. Если же объем реализации увеличится на 100 % т.е. составит 60000 шт. в год, то EOQ увеличится до 4 243 шт., или на 41.4% и на этот же процент увеличатся средние запасы.

Таким образом, в отношении запасов проявляется принцип отдачи от масштаба.

Теперь определим годовые общие затраты по поддержанию запасов фирмы «Эксперт», предполагая, что заказываемые каждый раз партии соответствуют величине EOQ. В результате получаем:

TIC = 0,2*50*3000 /2 + 1500*30000 /3000 = 30000 руб.

Полученная величина затрат, равная 30000, представляет собой сумму общих затрат по поддержанию запасов, но не включает стоимость покупки этих запасов у поставщиков, т.к. в данной модели она не является релевантной. Эти неучтенные затраты составляют:

30000 шт. * 50 руб. = 150000 руб. (затраты на покупку)

Определим, при достижении какого уровня запасов следует размещать новый заказ, если известно необходимое количество времени для доставки товара.

Фирма "Фотомир" будет нуждается в поставке новой партии фотоальбомов особенно сильно тогда, когда ее запасы будут подходить к концу. Если она не успеет вовремя сделать очередной заказ, то она будет иметь убытки. Так когда ей необходимо разместить свой заказ?

"Фотомир", основываясь на своем небольшом опыте, уяснила, что, покупая фотоальбомы у ООО "Гамбит" с момента размещения до момента получения новой партии фотоальбомов проходит 1 неделя.

Таким образом, если новая партия заказа приходит через одну неделю после осуществления заказа, то размещение заказа следует производить, когда запас альбомов снизится до 577 * 1 = 577 шт. В этом случае остаток запасов, продолжая сокращаться на 577 шт. еженедельно, достигнет нулевого уровня к моменту поступления новой партии.(3000:577=5.2 нед)

1- средний запас, 2- время исполнения заказа.

Каждые 5.2 недель заказываются 30000 шт, когда размер альбомов снижается до 577 штук.

Если фирме "Эксперт" достоверно известно, что объем реализации и период выполнения заказа не изменится, она может действовать в точном соответствии со схемой на рис. 4. Но если объемы реализации, а также время доставки новой партии фотоальбомов подвержены изменениям, которые трудно учесть, перед фирмой встает проблема поддержания дополнительного страхового запаса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: