Правопреемство государств

  • Венская конвенция 1978 г.
  • Венская конвенция 1983 г.

Правопреемство – смена одного государства другим и несение ответственности за реализацию существующих к этому времени прав и обязанностей по международным соглашениям.

Правопреемство по договорам.

1) объединение государства – объединение количества международных соглашений (если они не противоречат друг другу, иначе – заключение отдельных соглашений)

2) разделение государств – каждому государству остаются все международные соглашения

3) образование нового государства, выделившегося как часть из большего государства – полное правопреемство по соглашениям большего государства

4) часть территории отходит другому государству – действуют соглашения того государства, которое приобретает территорию. Это не касается договоров аренды.

5) Россия – полный правопреемник СССР. Остальные государства СССР были вольны сами определять, к каким договорам присоединяться, а к каким – нет.

Правопреемство по собственности.

Разделение государства: недвижимая собственность остаётся на своей первоначальной территории; движимая собственность – туда, где она больше функционирует, где она больше необходима, где она больше занята.

Правопреемство по архивам.

Международное морское право. Начало складываться ещё в Средние века. В 1930-х гг. нормы начали принимать более формализованный вид. Активизация работы по кодификации норм произошла после Второй Мировой войны. 1982 г. – международная конвенция по международному морскому праву (одна глобальная) => на этой конференции было решено 6 глобальных вопросов морского права. 1958 г. – конференция по международному морскому праву; 4 конвенции по морскому праву. Не было достигнута договорённость о ширине территориальных вод. Некоторые государства до сих пор не вступили в конвенцию 1982 г., действуют по конвенциям 1958 г.

Институты, которые регулируются международным морским правом:

Ø Внутренние воды – полностью регулируются внутренним законодательством страны; международно-правового статуса они не имеют.

Ø Территориальные воды (максимум 12 морских миль от линии внутренних вод) – регулируются как национальным, так и международным правом. Международное право касается территориальных вод только в части свободного судоходства (разрешения государства не требуется; мирный проход – быстрый и непрерывный (могут быть исключения); запрещено рыболовство, научные исследования, принятие/запуск воздушных судов на борт/с борта). Распространение юрисдикции государства на суда, проходящие через территориальные воды возможно в случаях совершения преступления на борту; сброса отходов; когда сам капитан просит расследовать какое-либо преступление или какой-либо инцидент.

Ø Прибрежная зона (ещё максимум 12 морских миль) – таможенный контроль, пограничный контроль.

Ø Исключительная экономическая зона (ещё максимум 200 морских миль) – контроль над природными ресурсами (разведка, разработка, сохранение, юрисдикция) => торговля квотами.

Ø Открытое море (сразу после исключительной экономической зоны). Принцип свободы открытого моря – свобода судоходства, полётов, прокладки кабеля и трубопроводов, возведения искусственных островов и сооружений, рыболовства, проведения научных исследований. Исключения из свободы судоходства: 1) досмотр гражданского судна военным кораблём только на основании подозрений в пиратстве, работорговле, несанкционированном телерадиовещании, неимении национальности, торговле наркотиками 2) преследование по горячим следам до территориальных вод другого государства

Ø Континентальный шельф – продолжение материка до резкого обрыва, там, где начинается морское дно. Может длиться до 200, в исключительных случаях – до 350 морских миль. Прокладка кабелей и трубопроводов, добыча ресурсов.

Ø Международный район морского дна (за континентальным шельфом). Принадлежит всему человечеству.

Ø Международные проливы и каналы. Принцип свободного судоходства, но есть исключения в виде отдельных соглашений по проливам и каналам, имеющим международное значение. Отдельные соглашения по Большому и Малому Балтийским проливам (Копенгагенский трактат 1857 г.), Босфор и Дарданеллы (1936 г.), Магелланов пролив (1941 г.; договор между Чили и Аргентиной). Суэцкий (Константинопольский договор 1888 г.), Панамский (соглашение между Панамой и США), Кильский канал (национальное законодательство Германии).

12 апреля 1930 г. (Гаага) – рассмотрение вопросов двойного гражданства (конвенция).

v Каждое государство самостоятельно определяет то, кто является его гражданином.

v В целом, общий принцип – наличие только одного гражданства.

v Гражданство определяется по: связям, проживанию, доходам.

v Принцип эффективного гражданства – по политическим правам и обязанностям.

v Выход из гражданства при получении нового гражданства – с согласия государства.

v Военная обязанность – только в том государстве, где постоянное место жительства.

v Двойное гражданство в РФ (договор с Таджикистаном 1995 г.).

v 1963 г. – конвенция о сокращении случаев множественного гражданства. Автоматическая потеря прежнего гражданства при получении нового гражданства. РФ не является участницей этой конвенции.

v 1997 г. – конвенция. Допущение двойного гражданства в случае его автоматического приобретения (дети, супруги).

v 1992 г. – Маастрихстское соглашение. Политические права – европейские институты, муниципальные выборы. Право обращения в институты ЕС. Свобода передвижения и выбора места жительства.

Иностранцы – находятся под двойной юрисдикцией. Специальных актов о всестороннем положении иностранцев нет. Соглашения 1928 г. (межамериканское); 1985 г. (ООН). Права: установление правового режима иностранцев; защита государством своего гражданства; свободный доступ в дипломатические учреждения. Венская конвенция о дипломатических сношениях – уведомление консула о случаях нарушения гражданином законов и его задержании. 1949 г. – защита гражданского населения во время войны.

Брак и семья. Отличия:

По форме заключения брака – гражданская/церковная (Грузия, Великобритания, Австралия и др.).

По условиям вступления в брак – разрешительный порядок вступления в брак с иностранцами (Германия, Бельгия, Швеция, Финляндия и др.)/запрет на вступление в брак с иностранцами/ограничения.

1993 г.; 1997 г. – конвенции.

Условия взаимности признания брака и соблюдения всех правил заключения браков.

Могут признаваться браки, заключённые в консульствах (Россия – Турция).

Право международных договоров - совокупность норм, регулирующих порядок заключения, вступления в силу, действия и действительности международных договоров. Одна из самых старых отраслей международного права.

Договор 1969 г. (международный)

Договор 1986 г. (международный)

Закон «О международных договорах Российской Федерации» от 7 июля 1999 г.

ü В рамках стороны договора может быть несколько участников.

ü Все субъекты международного права могут заключать договоры, причём регулировать при этом любые взаимоотношения, которые посчитают нужными регулировать.

ü Есть открытые и закрытые (первоначальными участниками – НАТО, ЕС, Таможенный союз, ВТО) договоры.

ü В уставах международных организаций прописывается, кто именно правомочен заключать международные договоры от имени организации.

Классификация:

§ Межгосударственные соглашения

§ Межправительственные соглашения (по социально-экономическим вопросам)

§ Межведомственные соглашения (между министерствами)

Заключение международного договора (от нескольких минут до нескольких лет). Это всегда процесс, который может привести к согласию сторон, для которых данный международный договор может вступить в силу и иметь значение. Это совокупность стадий:

1) Правовая стадия – удостоверение полномочий лиц, ведущих переговоры о заключении договора; без специальных полномочий могут вести переговоры о заключении договора – Президент, глава МИДа, премьер-министр, посол.

2) Согласование текста – не регулируется нормами международного права.

3) Принятие текста за основу.

4) Установление аутентичности текста (парафирование – проставление инициалов на каждой странице; удостоверение того факта, что текст больше меняться не будет, НО это ещё не подписание договора ).

5) Принятие государством обязательств на себя:

· Подписание договора (окончательное или неокончательное).

· Ратификация (внутригосударственная процедура) – в РФ обязательной ратификации подлежат договоры, касающиеся прав и свобод человека и гражданина; меняющие правила, установленные национальным законодательством и требующие принятия нового федерального закона; устанавливающие межгосударственные отношения; касающиеся территориальных вопросов; о вступлении в международные организации, решения которых будут обязательны для исполнения РФ; предусматривающие в своих текстах ратификацию. В РФ ратификация проходит в форме принятия ФЗ; появляется ФЗ и ратификационная грамота (для внешнего удостоверения ратификации договора). Президент не может наложить при этом вето; депутаты не могут вносить изменения в текста самого договора. В некоторых государствах (не в России) международный договор может быть ратифицирован путём референдума.

· Утверждение договора.

· Присоединение к договору. Можно сделать оговорку о непризнании одного из участников договора.

· Обмен документами, образующими договор.

· Оговорки. Частичное или полное исключение положений договора в отношении государства (в одностороннем порядке со стороны государства). Условия: 1) оговорку можно делать только на стадии принятия государством обязательств на себя; 2) оговорка делается письменно; 3) оговорку необходимо довести до сведения всех участников международного договора. Недопустимы оговорки, противоречащие цели и объекту международного договора. Косвенные оговорки – заранее ограничивается круг возможных оговорок. Договор может сам запрещать оговорки.

6) Обмен договорами, или хранение ратификационных грамот. Либо в государствах (при двусторонних договорах), либо в депозитарии (оговорённом заранее). Как правило, депозитарием выступает ООН. Функции депозитария: хранение оригиналов, копирование, уведомление о ратификации договоров, уведомление о вступлении в силу договора, функции технического характера.

7) Вступление договора в силу.

  1. после подписания
  2. указание конкретной даты
  3. при определённых условиях
  4. после обмена ратификационными грамотами/ всё это касается двусторонних договоров

1) установление конкретного числа участников, которые должны ратифицировать договор (15; 30; 60 ратификационных грамот)

2) установление конкретного срока после получения нужного количества ратификационных грамот

3) после ратификации конкретными сторонами международного договора/ это касается уже многосторонних договоров

8) Регистрация и публикация международных договоров. Договоры регистрируются в секретариате ООН. Можно и не регистрировать, но в таком случае решение споров будет проходить без участия международного суда ООН. Договоры публикуются (внешне) на 6 официальных языках ООН. Внутри страны международные договоры также публикуются (либо МИДом, либо ведомственными структурами).

Форма международных договоров - только письменная (по договору 1969 г.). Однако устные договорённости («джентльменские соглашения») сохраняются и по сей день. Можно выбрать практически любое название (наименование) договора (договор, пакт, альянс и т.п.). Однако желательно, чтобы отражался обязательный характер исполнения договорённостей. В противном случае – это так называемое «мягкое право».

Структура международного договора:

1) преамбула

2) основная часть

3) заключение (порядок внесения изменений, порядок вступления в силу и проч.).

Язык международных договоров – ограничений нет (чаще всего – английский и французский). Принцип альтерната – первой подписывает та сторона, на языке которой составлен договор (или экземпляр договора), далее – по алфавиту этой страны.

Добросовестность выполнения договоров. Нельзя заключать договоры в противоречие обязательств, уже принятых на себя в рамках других договоров. Договоры необходимо выполнять даже в случае разрыва дипломатических отношений.

Действие договоров во времени. Стороны могут договориться. Есть договоры, заключаемые на определённое и неопределённое время. Те, которые заключаются на неопределённое время, можно подразделить на бессрочные договоры и условно бессрочные.

Договоры могут иметь обратную силу, а могут и не иметь. Как правило, не имеют.

Продление договоров.

Пролонгация – продление после согласования сторонами. Нужна воля сторон для продления.

Автоматическая пролонгация – пролонгация по умолчанию, если стороны не заявляют об обратном. Нужна воля сторон для прекращения действия договора.

Возобновление – заключается отдельный протокол о возобновлении действия договора. Также может быть автоматическое возобновление.

Договор действует на всей территории государства (если не предусмотрено иное самим договором). Договоры, не действующие непосредственно на территориях – о море, о космосе.

Толкование международного договора. Толкование – способ выяснения истинных намерений сторон, заключивших международный договор. Принципы толкования: добросовестность, не в отрыве от контекста, учитываются цель и объект договора. Толкование может быть официальным (по согласованию сторон, третьей стороной), для внутреннего пользования (одностороннее) или неофициальным.

Внесение изменений. Право пересмотра международного договора. В рамках договора заключается отдельное соглашение о специальных условиях для конкретных (отдельных) участников. Условия: изменения не касаются прав и обязанностей других участников договора; изменения должны быть допустимы самим международным договором.

Поправки – касаются всех участников. Поправки не должны существенно менять договор.

Пересмотр – касается всех участников и влечёт существенное изменение договора.

Прекращение международного договора. Отличать от выхода из международного договора. Прекращение – для всех, выход – для конкретно участника. Запретить вообще выйти из договора государству нельзя. Выход может быть правомерным (с соблюдением процедур) и неправомерным. Волевой выход – государство осознанно выходит из договора. Неволевой выход – по истечении срока или при наступлении условий.

Варианты прекращения международных договоров:

1) истечение срока

2) наступление соответствующих условий

3) отмена договора

4) аннулирование договора:

- несоблюдение другим участником

- порок воли

- несоответствие общественному строю

5) безвозвратно исчезает или портится объект договора

6) форс-мажорные обстоятельства

7) один из субъектов прекращает своё существование

8) исполнение договора

9) противоречие действующим международным нормам (10 принципам международного права – даже хотя бы одному из них => договор недействителен)

10) коренное изменение обстоятельств, приведших к заключению международного договора

11) денонсация – выход при соблюдении всех необходимых процедур

12) новация – вместо нескольких однохарактерных договоров заключается один новый большой (обобщающий)

13) сокращение количества участников

Основания недействительности международного договора:

1) порок воли

2) обман

3) подкуп

4) принуждение

5) ошибка

Абсолютная недействительность: противоречие императивной норме международного права.

Относительная недействительность: заключение выгодного договора, но с нарушениями.

Ответственность государства за нарушение международного договора:

1) материальная – компенсация, репарация, реституция, коллективные меры экономического или военного характера

2) нематериальная – извинения, сожаления

Дипломатическое право. Совокупность норм международного права, определяющих, регулирующих деятельность органов внешних сношений государства. Одна из древнейших отраслей международного права.

Консульское право – регулирует функции и порядок деятельности консульских органов и их должностных лиц.

  • Венская конвенция 1961 г.
  • 1946 г. – конвенция ООН
  • Конвенция 1975 г.
  • Конвенция 1973 г.

Виды дипломатических представительств:

    • Посольства
    • Миссии (при неустойчивых отношениях между государствами)

Функции:

      • Развитие дружественных отношений
      • Представительство интересов
      • Защита интересов (в пределах норм международного права)
      • Ведение переговоров
      • Сбор информации всеми законными способами

Ранжирование дипломатических представителей (международный регламент):

Чрезвычайный и полномочный посол (нунцель - Ватикан) – высшая должность

Чрезвычайный и полномочный посланник (унтер-нунцель – Ватикан)

Полномочный и поверенный в делах (легат - Ватикан)

В России:

v Атташе – низшая должность

v 3-ий секретарь

v 2-ой секретарь (первого и второго классов)

v 1-ый секретарь (первого и второго классов) – заместитель начальника департамента

v Советник (первого и второго класса) – начальник департамента, консул

v Чрезвычайный и полномочный посланник - заместитель министра, посол

v Чрезвычайный и полномочный посол – министр иностранных дел, посол

Дипломатический протокол и этикет. Этому придаётся чрезвычайно большое значение. Это «спектакль». R.S.V.P. – требуется подтверждение участия (прибытия).

Виды приёмов:

Дневные (с 12:00)

- бокал шампанского (не более часа; нет официальной рассадки, старшинства)

- завтрак (не более трёх часов; официальная рассадка; указан дресс-код)

Вечерние (с 20:00)

- фуршет (свободное общение; нет официальной рассадки, старшинства)

- обед (формализован; официальная рассадка)

- ужин (то же, что и обед, однако дополнительно возможна концертная программа)

Black-tie, white-tie, smart, smart-casual, casual – по убыванию «формальности» в одежде.

Официальный характер встречи означает, что приходят без супругов. На неофициальных встречах супруги «делят» статус.

Особые права, привилегии дипломатических представительств (конвенция 1961 г.):

1) неприкосновенность помещений:

- доступ на территорию – только с разрешения посла (исключение – обеспечение безопасности государства)

- охрана дипломатических представительств (осуществляется государством)

- обеспечение достоинства и спокойствия дипломатических представительств

2) таможенные привилегии, право беспошлинного ввоза товара (ограничение – только то количество, которое необходимо посольству)

3) финансовые привилегии, налоговые привилегии (освобождены от уплаты налогов)

4) неприкосновенность почты и архивов

5) свобода сношений с государством (с Родиной)

6) пользование флагом

Дипломатический персонал.

  1. дипломаты – статус присваивается государством (Родиной). Дуайен – посол, который дольше всех находится на данной должности в данной стране дольше всех. Представляет все посольства во взаимоотношениях с властью страны. Может быть несколько дуайенов (по группам стран). Порядок назначения: Президент => комитеты по международным делам ГД и СФ => по закрытым каналам согласование с государством, в которое назначается дипломат. Назначенный посол вручает верительную грамоту главе государства или копию в МИД.
  2. административно-технический персонал
  3. обслуживающий персонал
  4. частный домашний работник (данный статус не определяется конвенцией)

Бывают случаи, когда в силу отсутствия дипломатических отношений, интересы стран во взаимоотношениях друг с другом представляют третьи страны.

Кумуляция – один посол в нескольких странах.

Прекращение деятельности посла:

ü Отзывная грамота

ü Объявление персоной non grata

ü Разрыв отношений

ü Начало военных действий между государствами

ü Исчезновение государства, куда посол был назначен

v Уголовная ответственность – дипломатов к ней привлечь нельзя. Казусы. Можно задержать для установления личности, впоследствии отпустить. В таком случае, как правило, государство флага отзывает дипломата и возбуждает дело под своей юрисдикцией. Либо государство пребывания может просить о снятии дипломатического иммунитета, а в случае отказа – объявить посла персоной non grata.

v Административная ответственность – дипломатов к ней привлечь нельзя. Возможны любые корректные действия страны пребывания, тем более, если они направлены на поддержание безопасности.

v Гражданско-правовая ответственность – иммунитет. Исключения: 1) дипломат приобретает недвижимость для личных целей; 2) права наследования; 3) дипломат ведёт предпринимательскую деятельность.

Жилище дипломата неприкосновенно. Дипломаты освобождаются от таможенного досмотра, таможенных сборов (однако таможенники могут действовать по своему усмотрению, осознавая возможные риски). Налоговый иммунитет.

Члены семьи. Пользуются всеми привилегиями дипломата. Однако разные страны по-разному решают вопрос о том, кого относить к членам семьи дипломата.

Дипломат – гражданин страны пребывания. Является неприкосновенным только в части исполнения своих дипломатических полномочий.

Транзит – если оправданный, то дипломатические привилегии есть.

Консульское право. Наличие консульских отношений ipso facto не означает наличие дипломатических отношений. Страна пребывания имеет подразделение на консульские округа. Функции консульства:

- защита граждан

- поощрение разного рода связей между государствами

- административные и нотариальные функции

- защита судов и их экипажей

- сбор информации о происходящих событиях

- выполнение функций дипломатических представительств (если они отсутствуют). Консульства выдают документы, осуществляют нотариальные действия, функции легализации, функции ЗАГСов, принимают заявления о получении гражданства. Эти действия осуществляются за плату.

Иерархия:

  • Генеральный консул
  • Консул
  • Вице-консул
  • Консульский агент

Порядок назначения консулов: схож с порядком назначения послов (но вместо верительной грамоты – консульский патент). Согласие принимающего государства оформляется в виде экзекватуры (отдельный документ или надпись на консульском патенте). Есть институт почётного консульства.

Основания прекращения консульских полномочий:

ü Закрытие консульского округа

ü Отзыв генерального консула

ü Война между государствами

ü Выход консульского округа из состава государства

Консульских работников можно привлечь к ответственности за совершение тяжких преступлений (наказание от 5 лет). Выступают свидетелями по делам, не относящимся к выполнению консульских обязанностей. Привилегии и иммунитеты, как у консулов, так и у членов их семей, схожи с аналогичными у дипломатов.

ООН. 1943 г. – первые разговоры о создании ООН в Москве (СССР, Великобритания. США – министры иностранных дел и итальянский посол). Затем - Тегеранская конференция – вопросы устройства послевоенного мира. После - встреча под Вашингтоном – технические моменты создания новой международной организации. 1944 г. - Ялтинская конференция – вопрос о СБ. 1945 г. - Потсдамская конференция (с участием Франции). И, наконец, конференция в Сан-Франциско в 1946 г. => создание ООН. Первой страной, подписавшей соглашение, стал Китай (некоторые считали, что именно с агрессии Японии против Китая и началась Вторая Мировая война).

Нет чётких критериев, какое государство принимать в ООН. Достаточно суверенности государства и его желания. Решение принимается СБ, затем Генеральной Ассамблеей (большинством голосов). Из ООН можно исключить (это предполагает Устав, однако пока такого не было). Возможен выход из ООН (Индонезия выходила, но возвращалась). Государства пользуются определёнными привилегиями. Против государств могут приниматься санкции в случае неуплаты членских взносов.

За пределами ООН – государства, находящиеся в состоянии колоний; заморские территории. ЕС и Ватикан пользуются правами наблюдателей в ООН.

Структура:

Генеральная Ассамблея (максимум 4 человека от каждого государства-члена; порядок работы – сессионный; решения принимаются, как правило, простым большинством голосов; резолюции – как правило, носят рекомендательный характер, но есть и обязательные – по вопросам организационного характера).

СБ (Совет Безопасности) – 15 членов, 5 постоянных (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания). 10 членов избираются раз в два года по принципам географической справедливости. Постоянно действующий орган. Заседания проходят с перерывом не более чем 14 дней. По процедурным вопросам решения принимаются простым большинством голосов. Решения по важным вопросам принимаются так: 9 из 15 голосуют «за» (при этом никто из постоянных членов не должен голосовать «против», т.е. использовать право вето). Полномочия СБ: принуждение к миру (экономические меры – блокада, эмбарго, разрыв дипломатических отношений, разрыв телеграфных и телефонных связей с государством - и меры военного характера (ВШК – военно-штабной комитет, туда входят генералы стран – постоянных членов СБ; части войск любого из 192 членов ООН) – статья 41 Устава).

Генеральная Ассамблея может рассматривать вопросы СБ, но только в случае, если сам СБ ещё не рассматривает вопрос.

Недостаток Лиги Наций (до ООН): механизм принятия решения был чересчур сложным (согласие всех членов).

Генсек ООН: избирается на 5 лет с возможностью переизбрания. Процедура переизбрания: рекомендации СБ => кандидатура утверждается Генеральной Ассамблеей. Не могут быть генсеками представители стран – постоянных членов СБ, а также женщины.

Экономический и социальный совет. 54 члена. Право немедленного и многократного переизбрания. Срок 3 года. Рассмотрение вопросов экономики, науки, образования, здравоохранения. Важное значение придаётся правам и свободам людей в государствах.

Совет по опеке. Фактически утратил значение. Государств, находящихся под опекой ООН, с 1994 г. нет.

Секретариат. Организационно-техническое обеспечение. Делится на департаменты, отделы, секции. 16 000 служащих. Штаб-квартира – Нью-Йорк. Формируется по квотам. Квота определяется по вкладу в бюджет.

Важно! «Презумпция согласия» - 5 постоянных членов СБ должны действовать согласованно; у них должно быть примерно одинаковое видение мирового развития.

233 вето за всю историю СБ:

  • 114 - вето СССР;
  • 68 – США;
  • 32 – Великобритания;
  • 17 – Франция;
  • 2 – Китай.

Кризис во время войны Северной и Южной Кореями. 1950-е годы – доминирование европейских стран в ГА. 1960-е годы – доминирование азиатских стран в ГА. Попытки сделать резолюции обязательными всегда проваливались.

Сегодняшние проблемы:

  1. У США нет сильного оппонента (каковым раньше был СССР). Война в Ираке и подготовка к войне в Сирии показали, что США могут обойтись уже без ООН. ООН – «обуза» для США.
  2. Бюджет. Больше вносит тот (25%), кто доминирует в мировой экономике, т.е. опять же США.
  3. Проблема расходования средств. Нет абсолютно независимого финансового контроля. Проблема нецелевого использования средств.
  4. Коррупция.
  5. Проблема в СБ. Вопрос о постоянных членах. Претензии (обоснованные) Германии (vs.Италия), Японии (vs.Китай), Индии (vs.Пакистан), Бразилии (vs.Аргентина) на постоянное членство. Консенсуса нет, никто добровольно не хочет делиться властью.

Выводы:

1) ООН не смогла выполнить свою историческую задачу (обеспечение безопасности и недопущение войн), но нашла себя в гуманитарной сфере;

2) Меняется международное право => меняется ООН; внедряется доктрина «гуманитарного вмешательства».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: