Международное торговое право. Право ВТО

XII – XIII вв. – торговое право как исключительное право купцов. Государство не вмешивалось в регулирование торговой сферы.

Со временем государства пришли к тому, что должно быть публичное регулирование в сфере торговли.

С XVII в. появляются торговые и гражданские кодексы => торговое право, коммерческое право, предпринимательское право.

Международное торговое право содержит как частноправовые, так и публично-правовые элементы. Необходимо учитывать баланс между частными и публичными (защита производителей, защита населения, сохранение суверенитета) интересами.

Международная торговая система - сфера взаимодействия государств, международных организаций и частных лиц по поводу ресурсов или в связи с ними. Предмет международной торговой системы – международные торговые отношения.

Субъекты международной торговли:

1) частный субъект – организации и физические лица

2) публичный субъект – государства и международные организации

Регулятивный механизм – внутреннее и международное право. Идея международной торговой системы – установление открытого торгового пространства (между государствами потоки товаров должны двигаться без каких-либо ограничений). Направление развития идеологии определяют наиболее развитые государства. Это минус.

Международное торговое право - система международных правовых норм, институтов и принципов, регулирующих международные торговые отношения. Предмет – международные торговые отношения. Эти отношения складываются исключительно между публичными лицами (государствами и международными организациями).

Основной институт международного права – ВТО (Всемирная Торговая Организация). Международным торговым правом регулируется макроэкономический уровень.

Принципы международного торгового права:

1) развитие торговли (свобода торговли) – движение товаров без каких-либо ограничений

2) либерализация международной торговли – обязанность государств устранять любые препятствия для свободного обращения товаров; выработка единых мер нетарифного регулирования; установление единых принципов налогообложения национальных и импортных товаров

3) защита национального рынка – государство должно сохранять свой суверенитет и защищать своих производителей (антимонопольное законодательство; установление квот в рамках нетарифного регулирования; информационное обеспечение; санитарный контроль; требования к технической документации; создание рабочих мест, к примеру, строительство заводов и предоставление работы на них местному населению)

4) свобода транзита – транзит бесплатный (за исключением небольших сборов, связанных с оформлением документации или обеспечением безопасности транзита груза); государства, не имеющие выхода к морю, могут свободно пользоваться морским транспортом и инфраструктурой

ГАТТ (GATT) – Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле; 1947 г. => прародитель ВТО.

Недостаток:

- отсутствие организационной структуры

- страны, принимавшие соглашения, не подписывали его и не ратифицировали; оно применялось исключительно на основании протокола о временном применении (до 1994 г.)

1994 г.ГАТТ 94; новое соглашение. В его состав вошло ГАТТ 1947 г. Дополнительно вошли: протокол о тарифных уступках, протокол о присоединении, соглашение о толковании и применении статей ГАТТ. Впоследствии это новое соглашение стало частью соглашения ВТО.

Раньше ГАТТ устанавливало приоритет национального права, впоследствии при формировании ВТО приоритетом в построении международных торговых отношений стали пользоваться международные нормы.

Основной целью принятия ГАТТ в 1947 г. было постепенное снижение таможенных пошлин. 60% => 40% => 10% => 7% => 3% (% - от стоимости товара). Таким образом, постепенно снижался объём таможенных пошлин.

Методы определения стоимости товара в таможенном праве:

1) метод таможенной стоимости товара (метод сделки товара) – таможенная стоимость товара – та, которая указана в заключённом договоре; самый распространённый => самая низкая стоимость/чаще всего применяется в развитых странах

<…> (не было указано)

6) резервный метод (применение в совокупности всех пяти альтернативных методов определения стоимости товара) => самая высокая стоимость

Стоимость таможенных сборов не должна быть завышена; она должна быть равна, по сути, себестоимости проводимых операций на таможне. Это принцип.

«Хитрости» государств: недопустимо ограничение ввоза какого-либо товара из страны-члена ВТО => только государство может вносить изменения в собственную товарную номенклатуру, государство обладает свободой детализации товара при внесении товара в эту товарную номенклатуру, можно так детализировать товар, что под него попадёт только один конкретный вид товара, ввозимый из конкретной страны

Раунды ГАТТ(*) - многосторонние торговые переговоры, которые ведутся по конкретным вопросам, определяемыми участниками переговоров:

  • 1947, 1949, 1950, 1956 гг. – снижение таможенных пошлин
  • 1960 – 1961 гг. – снижение таможенных пошлин + проблема формирования единого европейского пространства
  • 1964 – 1967 гг. – снижение таможенных пошлин + существенное снижение таможенных пошлин по промышленным товарам; утвердился принцип взаимности в отношении развивающихся стран
  • 1973 – 1979 гг. – Токийский раунд; очередное снижение тарифов
  • 1986 – 1994 гг. – Уругвайский раунд; очередное снижение тарифов + корректировка правил присоединения к ВТО => создание ВТО

*раунд считается завершённым, когда достигнуты договорённости по всем вынесенным на обсуждение вопросам

СССР впервые подавал заявку на вступление в ГАТТ в 1988 г. Пока заявка рассматривалась, СССР распался. В 1994 г. РФ изъявила желание вступить в ВТО. Страны-участницы ВТО являются и участниками всех соглашений (их более 50), которые заключены в рамках ВТО. Соглашения касаются различных товаров (торговля текстильными товарами, торговля услугами, продажа прав интеллектуальной собственности и проч.) и отношений между странами.

Очередной (девятый) раунд начался в 2001 г. в Дохе (ОАЭ). Длится по сей день. Цель – перевод интересов ВТО в сторону развивающихся стран.

ВТО – сложный институт. Это определённое соглашение. В то же время ВТО – это и юридическое лицо. Само ВТО является субъектом международного права. Сейчас ВТО, по сути, превращается в мировое министерство торговли. ВТО выполняет функции торгового суда. Соглашение ВТО – это и устав ВТО. Неотъемлемой частью торговых соглашений являются ГАТТ 1947 и 1994 гг., соглашение о торговле услугами, соглашение о продаже прав интеллектуальной собственности и т.д.

В уставе существуют коллизионные нормы (ст. 16 устава ВТО) => в случае возникновения коллизии между нормой устава и нормой любого соглашения, существующего в рамках ВТО, преимущество имеет норма устава; если коллизия существует между нормой ГАТТ и нормой любого другого соглашения в рамках ВТО, то применяется норма любого другого соглашения.

Каждое государство вправе установить особый порядок действия соглашений ВТО между ним и любым другим государством.

ü Глава ВТО – генеральный директор.

ü Коллективный орган управления – Конференция министров. Конференция принимает решения о приёме в члены ВТО, а также о пересмотре и изменении положений Устава. Конференция министров может толковать правила ВТО. Конференция действует только во время проведения сессий, которые проводятся по мере необходимости.

ü В перерывах между сессиями функции осуществляются Генеральным Советом, в котором представлены все участники (страны) ВТО. Генеральный совет осуществляет функции органов по решению споров, а также по формированию обзоров торговой политики (США и Великобритания предоставляют данные раз в 2 года; РФ – раз в 4 года; развивающиеся страны – раз в 6 лет).

ü Секретариат. Возглавляется непосредственно генеральным директором и решает административные вопросы.

*Решения в высших органах ВТО принимаются либо квалифицированным большинством (2/3 голосов), либо путём консенсуса (если страна не выразила своего отрицательного отношения по обсуждаемому вопросу).

Вступление в ВТО.

  1. страна, желающая стать членом ВТО, должна известить генерального директора ВТО о своём намерении
  2. предоставление меморандума о внешнеторговом режиме в отношении товаров и услуг
  3. генеральный директор ВТО извещает Генеральный Совет, в рамках которого формируется рабочая группа
  4. ведутся переговоры, консультации, различные встречи, на которых решаются вопросы в отношении внешнеторговой политики государства, желающего стать членом ВТО
  5. параллельно с этим государство предоставляет: протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому хозяйству, протокол по доступу на рынок, протокол о присоединении
  6. рабочая группа принимает решение квалифицированным большинством (2/3 голосов)
  7. решение вступает в силу по истечении 30 дней после ратификации этого решения присоединившейся страной

Против РФ сначала выступали США, потом ЕС, потом Китай. Страны, выступающие против, выражают несогласие с проводимой политикой государства. Причина: РФ – практически монополист на европейском рынке в плане поставок газа и нефти. Требовали снижения тарифов, ухода «Газпрома» с европейского рынка, а также прихода на российский рынок некоторых зарубежных газовых компаний, равенства экспортных и внутренних цен на газ.

В результате ряда уступок и разворота потоков поставок газа на Китай РФ является членом ВТО с 2012 г. До сих пор нет официального перевода соглашения на русский язык. 2012 г., № 17-П (постановление КС РФ).

Составить таблицу плюсов и минусов (для России) формирования единого глобального торгового пространства


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow