Планирование аудита (ПСАД №3)

Цель, задачи и принципы аудита

В России сложилась следующая структура контролирующих органов:

ü государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;

ü ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие деятельность подведомственных предприятий;

ü внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредственно на предприятиях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационная комиссия и т.д.);

ü аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие проверки и оказывающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономическими субъектами.

Таким образом, аудит является методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля и не заменяет собой государственный финансовый контроль. Его основные субъекты – это коммерческие предприятия, которые не входят в систему министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем.

Многие авторы по-разному трактуют как классификационные признаки, так и само понятие аудита. Однако в федеральном законе «Об аудиторской деятельности» четко определено, что такое аудиторская деятельность в целом и аудит в частности.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Понятие аудита намного шире, чем ревизии или других форм контроля, поскольку включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий с целью рационализации расходов и оптимизации налогов.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов во всех существенных отношениях.

Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

ü подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

ü проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

ü контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

ü выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

ü все ли активы и пассивы отражены в отчете;

ü все ли документы используются в отчете и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Задача аудитора состоит:

ü в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

ü в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

ü в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими принципами:

1) независимость

2) честность

3) объективность

4) профессиональная компетентность и добросовестность

5) конфиденциальность

6) профессиональное поведение

Также в ПСАД №1 рассматривается такое понятие, как разумная уверенность. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом фин (бух) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности – это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в фин (бух) отчетности. (т.е. от аудитора нельзя требовать абсолютной уверенности, уверенность должна быть разумной, потому что есть ограничения).

Ограничения, присущие аудиту:

ü в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

ü любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

ü преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

Далее рассмотрим понятия «аудиторской организации» и «аудитора».

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Если раньше для того, чтобы заниматься аудиторской деятельностью, необходимо было получить лицензию, то с 2009 года этого не требуется. Аудиторская деятельность исключена из лицензируемых видов деятельности. Переоформление лицензий не требуется.

А с 1 января 2010 г. оказание аудиторских услуг лицами, не являющимися членами одной из саморегулируемых организаций, запрещается.

В соответствии с ФЗ «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской (ИП и ЮЛ) или профессиональной (ФЛ) деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Организация становится саморегулируемой с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. При этом она должна соответствовать следующим обязательным требованиям:

1) в составе саморегулируемой организации аудиторов должно быть не менее 700 аудиторов или не менее 500 аудиторских организаций;

2) наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечение саморегулируемой организацией аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда. Формирование и размещение средств данного фонда осуществляются в порядке, установленном ФЗ «О саморегулируемых организациях», в котором указано, что Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее 3000 рублей в отношении каждого члена.

Размещение средств компенсационного фонда может осуществляться только в целях их сохранения и прироста. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.

В объекты недвижимости может быть инвестировано не более 10% средств компенсационного фонда.

В государственные ценные бумаги РФ должно быть инвестировано не менее 10% средств компенсационного фонда.

Не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями оказанных ими услуг.

Функции саморегулируемой организации аудиторов:

1) разработка требований к вступлению в саморегулируемую организацию, внутренних стандартов и кодекса профессиональной этики аудиторов;

2) разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, участие в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

3) организация профессионального обучения, аттестации аудиторов, прохождения обучения по программам повышения квалификации;

4) представление интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

5) анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в форме отчетов;

6) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, опубликование информации об этой деятельности в порядке, установленном ФЗ «Об аудиторской деятельности» и внутренними документами саморегулируемой организации;

и другие функции.

Органами управления саморегулируемой организации являются:

1) общее собрание членов саморегулируемой организации;

2) постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;

3) исполнительный орган саморегулируемой организации.

Постоянно действующий коллегиальный орган управления формируется из числа аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами саморегулируемой организации, а также из независимых членов. Независимыми членами считаются лица, которые не связаны трудовыми отношениями с саморегулируемой организацией и ее членами. Они должны составлять не менее 1/5 числа членов этого органа.

4. Обязательный аудит (ст. 5)

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) организация является:

- кредитной организацией,

- бюро кредитных историй,

- страховой организацией,

- обществом взаимного страхования,

- товарной или фондовой биржей,

- инвестиционным фондом,

- государственным внебюджетным фондом,

- фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (кроме сельскохозяйственных кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;

4) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Индивидуальные аудиторы с 2009 года допущены к проведению обязательного аудита.

Только аудиторскими организациями проводится аудит консолидированной отчетности, отчетности негосударственных пенсионных фондов, а также аудит отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и других организаторов торговли на РЦБ.

7. Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ст. 9)

ПСАД – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Цель ПСАД – это обеспечение всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. ПСАД помогают аудиторам вести переговоры с клиентами и обеспечивают связь между отдельными элементами аудиторского процесса, заставляют аудиторов повышать уровень своей квалификации и т.д.

Российские ПСАД подразделяются на федеральные и внутренние правила (стандарты). Федеральные ПСАД являются обязательными к исполнению аудиторами и аудируемыми лицами, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. В РФ с 2002 по 2007 гг. было утверждено 31 федеральное Правило (стандарт) аудиторской деятельности.

Восемь базовых стандартов было утверждено до 2003 года:

№1 Цель и основные принципы аудита

№2 Документирование аудита

№3 Планирование аудита

№4 Существенность в аудите

№5 Аудиторские доказательства

№6 Аудиторское заключение по финансовой (бух) отчетности

№7 Внутренний контроль качества аудита

№8 Оценка аудиторского риска

ПСАД в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

üобщие принципы стандарта (цель и необходимость разработки), объект стандартизации

üсфера применения стандарта

üвзаимосвязь с другими стандартами

üосновные понятия и определения, используемые в стандарте

üсущность стандарта (формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и предлагаются методы решения)

üпрактические приложения, которые включают в себя схемы, таблицы, образцы документов и т.д.

Внутренние ПСАД, в свою очередь, подразделяются на 2 группы: внутренние правила (стандарты), действующие в профессиональных аудиторских объединениях; и внутренние правила (стандарты) аудиторских организаций/аудиторов. Они представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторов, а также к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. По существу, они определяют действия, указания, приемы, процедуры, применяемые в ходе проверки. Они постоянно корректируются с целью их совершенствования и в связи с изменением среды их применения.

Внутренние правила (стандарты) являются индивидуальными, авторскими для каждой аудиторской организации. Их содержание является коммерческой тайной и не подлежит разглашению и дальнейшему использованию при смене аудиторами места работы. Важным требованием к внутренним стандартам является их непротиворечие федеральным ПСАД.

II. Организация подготовки аудиторской проверки.

Планирование аудита является начальной стадией проведения аудиторской проверки, которая начинается с написания письма-обязательства и заключения договора на оказание аудиторских услуг с клиентом. Планирование аудита регламентируется федеральным ПСАД №3 «Планирование аудита» и проводится с целью:

- получения необходимой информации о состоянии БУ, отчетности и эффективности функционирования системы внутрифирменного контроля

- определения содержания, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению.

Планирование аудита позволяет обеспечить эффективную и экономически оправданную аудиторскую проверку.

Принципы планирования:

1) комплексность – обеспечение взаимопроверки и согласование всех этапов планирования от предварительного до составления общего плана и программы аудита

2) непрерывность – установление сопряженных заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам

3) оптимальность – вариантность планирования для возможного выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.

Если аудиторская проверка на данном предприятии проводится впервые, то процесс планирования включает в себя следующие этапы:

· Предварительное планирование

· Разработка общего плана аудита

· Разработка программы аудита

Если проверка проводится на данном предприятии уже не в первый раз, то планирование включает только 2 и 3 этапы.

На стадии предварительного планирования аудитор собирает, систематизирует и оценивает информацию о клиенте с целью разработки общей стратегии аудиторской проверки. Уточняется деловая репутация клиента, легальность его деятельности, платежеспособность, наличие судебных процессов. Аудитор знакомится с учредительными документами клиента, его учетной политикой, бух и налоговой отчетностью.

Все документы, собранные на этапе планирования, относятся к рабочим документам аудитора. Недостающую информацию аудитор получает с помощью запросов, адресованных руководству клиента и третьим лицам. Результаты прошлых аудиторских проверок также являются источником информации. Рабочие документы хранятся не менее 5 лет и являются собственностью аудиторской организации.

На следующем этапе планирования составляется общий план аудита, который служит руководством по осуществлению программы аудита. В нем рекомендуется предусмотреть:

· конкретные области, подлежащие изучению

· формирование аудиторской группы с указанием ее численности и квалификации специалистов

· бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита

· сроки работы группы

· инструктирование всех членов группы об их обязанностях и т.д.

В плане также учитываются рекомендации предыдущего аудитора, необходимость привлечения экспертов и консультантов, проблемные направления проверки.

Программа аудита – это детализированный план, который представляет собой перечень процедур, необходимых для осуществления аудиторской проверки.

Для каждого участка БУ составляется отдельная программа аудита для сбора информации об оборотах и остатках на конкретных счетах. Она включает в себя задачи по каждому участку проверки, характер и методы проверки, распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами, форму и порядок оформления результатов аудита. Фактически программа аудита служит инструкцией для аудитора и средством контроля качества работы для руководителей аудиторской организации.

Программа аудита

Проверяемая организация  
Период аудита  
Аудитор  
Планируемый аудиторский риск  
Планируемый уровень существенности  
 
№ п/п Перечень аудиторских процедур Период проведения процедуры Рабочие документы аудитора Примечания
         
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: