Функции культуры

Пр. Карла Маркса,165б.

Место проведения: лекционная аудитория №2 в учебном корпусе

В весеннем семестре 2013/2014 уч.года

РАСПИСАНИЕ

лекций для студентов 6 курса лечебного факультета

ДАТА ВРЕМЯ КАФЕДРА
12.02 13.00 СОБРАНИЕ КУРСА (явка обязательна)
19.02 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная хирургия Общественное здоровье и здравоохранение
26.02 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная терапия Геронтология
05.03 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная хирургия Онкология
12.03 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная терапия Травматология
19.03 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная терапия Клиническая фармакология
26.03 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная хирургия Гемокоррекция
02.04 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная терапия ЛФК
09.04 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная хирургия Акушерство и гинекология
16.04 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная терапия Общественное здоровье и здравоохранение
23.04 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная терапия Инновационные технологии
30.04 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Общественное здоровье и здравоохранение Инновационные технологии
07.05 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная терапия Доказательная медицина
14.05 13.00 – 14.00 14.10 – 15.10 Госпитальная терапия Детские болезни
21.05 13.00 Собрание курса (явка обязательна)

Декан лечебного факультета А.Г. Сонис

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. ЦИЦЕРОН говорил о ней – «cultura animi» - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция «возделывания» духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. БЕРДЯЕВ считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к «преображению жизни».

Все остальные функции, так или иначе, связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Однако культура - это не некий «склад», «хранилище» запасов социального опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших «образцов», имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia - ценность) функция. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

ВОПРОС 3. Субкультура как фактор социализации.

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации—усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной.

Субкультура – это совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления, определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) (Мудрик А. В.).

Субкультура – культура какой-либо социальной или демографической группы. Выделяют несколько значений субкультуры: культура людей определенной профессии, определенной общности, определенного района.

Субкультур а – это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков:

- специфический набор ценностных ориентаций норм поведения;

- взаимодействия и взаимоотношений ее носителей;

- статусная структура;

- набор предпочитаемых источников информации;

- своеобразные увлечения;

- вкусы и способы свободного времяпрепровождения;

- жаргон, фольклор и др.

Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Признаки субкультуры.

1. Ценностная ориентация той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от влияния и внимания взрослых. Эти интересы для них – те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами – «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», которые не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальную.

В номинальных. чаще в реальных группах, носители субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых – скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой – сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.

2. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.

Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностной ориентации носителей субкультуры.

В антисоциальных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. Это, как правило, в довольно закрытых субкультурах нормативная регуляция – жесткая и охватывает практически всю жизнь ребят.

В асоциальных субкультурах в зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций их носители присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные, а также нормы специфические для конкретной субкультуры.

Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных субкультур регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т. д.), а мера регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

3. Статусная структура. Статус в данном случае – положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием.

Степень жесткости статусной структуры в группах связано с характером субкультуры, присущей ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом.

Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими руководят лидеры стремящиеся подавить остальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жизнедеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих членов в марионеток, лишая их права на выбор и права выхода из группы.

4. Предпочитаемые носителями субкультуры источники информации обычно имеют по своей значимости такую иерархию:

- каналы межличностной коммуникации;

- газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты в Internet’e, рассчитаны на носителей данной субкультуры;

- преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов.

Информация, получаемая из этих источников отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

5. Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно выделить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможностями, а также модой.

Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные трансформации, которые зависят от характера той среды, в которой мода функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентаций, условий жизни и пр.). в связи с этим можно говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.

Следование моде – важнейший конституирующий признак подростково - юношеских субкультур. Наиболее явно это проявляется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, татуировка, пирсинг и т. д.), в танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.

6. Жаргон – своеобразный диалект, отличающий носителей субкультуры. Жаргон – явление многослойное, включающее в себя ряд групп, слов и выражений. Так, в подростково - юношеском жаргоне можно выделить четыре группы.

Первая – общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение. (капуста, зелень – доллары, предки, шнурки – родители, упакован выше крыши – очень модно одет).

Вторая – общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значительно большем количестве случаев, чем это принято речевыми нормами (железно, крутой).

Третья – слова, бытующие только в жаргоне. (баксы, салага, клёвый, прикид – одежда, англицизмы, слова из блатной лексики).

Четвертая – слова и выражения, употребляемые лишь в отдельных регионах, имеющие корни в областных диалектах.

7. Фольклор – комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества. В детской субкультуре – это считалки, дразнилки, страшилки и др. Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событиях жизни ее носителей.

Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры (интеллектуальные, карточные – в девиантных, подвижные – в детской и т. д.), так и общеизвестные.

Среди изобразительных видов фольклорного творчества выделяют граффити. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки, символы. Граффити – средство утверждения групповой идентичности носителей субкультуры (написание имен рок - идолов, названий спорткоманд), протест против социальных и культурных норм (изображение табуированных слов и символов, призывы, лозунги), отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (А. А. Скороходова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: