Тема 4. Качество товаров

Практика 3. Свойства и показатели ассортимента.

Широта ассортимента количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разновидных групп.

Действительная широта фактическое количество видов, разновидностей и наименов товаров, имеющихся в наличии.

Базовая широта Шб широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, каталогами и т.п.) или максимально возможное.

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Действительный показатель полноты Пд характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый Пб – регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Качество товаров – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Эргономические свойства способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. (антропометрические - эти свойства должны создавать комфортность и удобства при потреблении товаров. Показателями антропометрических свойств могут служить размеры обуви, одежды и т.д., диаметры ручек, размеры деталей оргтехники и т.д. При несоответствии размеров наступает быстрое утомление, возникает ощущение неудобства).

Химическая безопасность товаров, подразделяются на следующие группы: токсичные группы (соли тяжелых металлов), микотоксины, нитраты и нитриты, пестициды, антибиотики, гормональные препараты и прочие.

Механическая безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных мех. воздействий (ударов, трения, проколов, деформации и др.).

Электрическая, магнитная и электромагнитная – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрического, магнитного, электромагнитного полей при эксплуатации сложнотехнических товаров (СВЧ-печи, телевизоры).

Термическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации товаров (нагревательные приборы).

Санитарно-гигиеническая безопасность – отсутствие недопустимого риска при биоповреждениях (микробиологические: различными микроорганизмами – бактериальные или грибковые заболевания; зоологические - представителями животного мира) потребительских товаров

Противопожарная безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их самовозгорания. Повышенное возгорание строительных материалов.

Практика 4. Классификация товаров по срокам годности и товароведная классификация товаров.

Сроки сохраняемости (срок годности, срок хранения) – период в течении которого товары не утрачивают при хранении функциональное назначение и безопасность.

Срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Сроки годности устанавливаются изготовителем как предельные.

Предельные сроки годности – максимально-допустимые сроки, в течении которых товар отвечает установленным требованиям безопасности. По истечении этих сроков возможны утрата безопасности товара и переход его в градацию опасного. Сроки хранения (гарантийные и прогнозируемые сроки хранения, срок службы) – период, в течении которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Гарантийный срок – период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя по их устранению или уменьшению цены или возмещения расходов.

Прогнозируемый срок службы – предполагаемый срок, в течение которого, товар не утрачивает функциональное назначение и безопасность.

Реальные сроки службы – определяются надежностью товаров и их социальным назначением.

Оргтехнические товары – предназначены для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Номинальное наименование – именное обобщённое название товара, выпускаемого разными изготовителями.

Марочное наименование, или торговая марка – индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименования, например, обувь Экко, шампанское Вдова Клико.

Товарный артикул – ассортиментная единица товара, включающая его наименование или торговую марку, при необходимости градацию качества (сорт, класс качества, номер, марку и т.п.), типоразмер или количественную характеристику фасованной продукции (массу, объем, длину, ширину, высоту и т.п.), а также иные необходимые сведения. Каждому товарному артикулу присваивается свой штрих-код, что позволяет идентифицировать его на всех этапах товародвижения. Например, питьевая вода Миргородская в упаковке вместимостью: 2; 1,5; 0,5 л будет относиться к разным товарным артикулам, различающимся количественными характеристиками и ценой.

Тема 5. Оценка качества товаров.

Оценка качества – совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.

Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям.

К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным).

Брак – товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.

Сорт – категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой категории значениями показателей.

Сортамент - совокупность сортов, относящихся к одноименному товару.

Природный сортамент – совокупность сортов одноименной продукции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками.

Товарный сортамент – совокупность товарных сортов, различающихся значениями регламентированных нормативной документацией показателей качества. В основном бывают высший, 1-й, 2-й, 3-й товарные сорта, экстра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: