Экспериментальная программа развития психологии как научной дисциплины

Оформление психологии как самостоятельной экспериментальной психологии связывают с именем Вильгельма Вундта (1832-1920). Заинтересовавшись физиологическими исследованиями, он работает вместе с И.Мюлером и Г.Гемгольцем и читает лекции по экспериментальной физиологии. В результате этой деятельности его интересы эволюционировали от физиологии и психологии. Опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, он в 1862 г. в своем первом труде «К теории чувственного восприятия» выдвигает идею создания экспериментальной психологии, план которой изложил в «Лекции о душе человека и животных» (1863). Программа включала построение двух ветвей психологии - физиологической, или экспериментальной (основной метод получения данных), и социальной, или культурно-исторической (основным методом которой является анализ продуктов человеческого духа).

Следуя этому замыслу Вундт сначала сосредотачивается на первой программе физиологическая психология, основные положения которой он представил в "Основах физиологической психологии" (1874). Предметом научной психологии, по его мнению, должны стать «жизненные процессы сознания, которые, находясь на полпути между внешним и внутренним опытом, требуют одновременного применения обоих методов наблюдения, внешнего и внутреннего» (по Т.Лихи. С.96). Эти процессы имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т.е. классической психологии сознания). Таким образом, объектом изучения физиологической психологии остается сознание человека и представленный в нем непосредственный опыт отношения субъекта к представляемым объектам: "Человек сам - не как он появляется извне, но как он дан непосредственно себе самому". Непосредственно дан человек себе через ассоциативные и апперцептивные сочетания ощущений, представлений и простейших чувствований.

Самостоятельность психологии Вундт (Рис 13) обосновывал принципиальным отличием сознания человека от всего внешнего и материального. И поскольку уникальным предметом психологии является непосредственный опыт человека, то психология и имеет право на самостоятельное, независимое от других наук право на существование.

Для изучения этих процессов потребовался и новый метод. Вундт совершенствует традиционный метод интроспекции (субъективный, бесконтрольный и неупорядоченный по своей сути) путем введения в него экспериментальных процедур, наработанных в физиологии. (Применение методов физиологии и определило название этого направления.) Единый опыт должен рассматриваться с двух точек зрения, которые "подсказываются нам тем, что каждый опыт расчленяется непосредственно на два фактора: на содержание, данное нам, и на способ нашего восприятия этого содержания" (Вундт В., 1912. С. 4). Тем самым предпринималась попытка объединить в методическом плане достижения интроспекционизма и физиологии органов чувств, с приоритетом за методом интроспекции как единственным прямым методом в познании внутреннего мира человека.

Объединив все эти методы, он показал, что на основе экспериментов можно изучать психические процессы, до этого недоступные для опытного исследования. Экспериментальное их изучение проводилось в психологической лаборатории организованной им в 1879 г. при Лейпцигском университете. Она стала международным центром по подготовке психологов-экспериментаторов. Здесь в свое время учились многие выдающиеся психологи из разных стран мира: из Германии - Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О Кюльпе, А. Кирщман, Э. Мейман, К. Марбе, Т Липпс, Ф. Крюгер; из Америки - Э. Скрипчур, Ф. Энджелл, Ст. Холл; из России - В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, Н.Н. Ланге; англичанин Э. Титченер и др.

Он сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, стимулировал открытие многих лабораторий во всем мире. Дискуссии по основным положениям теории приводили к появлению многих направлений и концепций, остро встал вопрос о разработке новой методологии исследования психического.

Поиски новой методологии были ускорены обращением Вундта ко второй ветви психологии, выделенной им ранее. Понимая ограниченность метода интроспекции для изучения психических процессов нормальных людей, он признавал и другие методы. В первую очередь это связано с пониманием разума как продукта долгой истории развития вида, как высшей деятельности коллективной жизни. Поэтому придавал значение сравнительно-историческому и историко-психологическому методам для исследования продуктов коллективной жизни - язык, мифы, обычаи и традиции, социальные устои, правовые законы, мораль и т.д.

Эта часть психологии получила в работах Вундта название "психология народов", которая противопоставлялась им индивидуальной экспериментальной психологии. В последние годы своего научного творчества В.Вундт практически полностью сосредоточился на исследованиях в области "психологии народов".

Методы экспериментальной психологии самостоятельно разрабатывал немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909). (Рис 14) Он задался целью установить законы памяти в «чистом» виде для чего разработал особый материал - 2300 бессмысленных слов, состоящий из трех звуков - согласный + гласный + согласный. В результате экспериментирования с данным материалом вывел кривую забывания, коэффициент запоминания, разнее соотношения времени и объема их заучивания. Своими исследованиями он показал, что и сложные процессы, сложные формы поведения (навыки) можно изучать с помощью эксперимента. Тем самым эксперимент вышел за пределы лабораторных условий и потребовал новых методов изучения и измерения психических явлений.

Вторая половина XIX столетия - период выделения психологии из философии и естествознания, перехода ее на самостоятельный путь развитая, оформления психологии как экспериментальной науки. Преобразование психологии в самостоятельную экспериментальную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий в различных странах мира, образовании национальных психологических обществ, основании специальных журналов, организации всемирных психологических конгрессов, в проведении собственно психологических исследований и создании специальных приборов и экспериментальной техники. При этом выдвигались и другие программы построения психологии как науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: