Власти
Кризис великокняжеской
Расцвет Руси при Ярославе Мудром
Принятие христианства на Руси
Важнейшим внутриполитическим мероприятием Киевского государства было крещение Руси в 988 г., связанное с упрочением единства страны, необходимостью установления прочных связей с внешним миром. Обращение русских в христианство началось раньше. Сохранились свидетельства о крещении части руссов в 860 г. Русские христиане поминаются и в договоре Руси с греками 944 г. Христианство приняла княгиня Ольга во время своего визита в Константинополь в 957 г.
Стремясь заменить славянский языческий пантеон авторитетной монотеистической (единобожие) религией, князь Владимир выбирал между четырьмя вероисповеданиями. Вопрос о выборе веры был вопросом о выборе политической и культурной ориентации и шире — самого характера народа и его психологии.
Крещение Руси в 988 г. князем Владимиром по византийскому обряду позволяло развивать местные традиции в большей степени, чем католичество с его обязательным латинским языком или ислам и иудаизм с обрезанием и запрещением употребления вина.
|
|
Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, перенося на землю то, что пропагандировалось на небе христианством (один Бог-вседержитель).
Определенный отпечаток православие наложило и на культуру русского народа; однако здесь процесс был двойственным. Отрицательно он сказался на устном народном творчестве и культуре народных масс, пытавшихся исповедовать веру предков (особенно в сельских местностях), положительно — на городской культуре и культуре высших слоев общества, дав толчок развитию литературы, архитектуры, живописи, развив в этих направлениях уровень мастерства, достигнутый в языческий период.
Литература: 1-й – разделы 1.8-1.10;
2-й – 3.2.2., стр. 101-103
Лекция № 5
1. Кризис великокняжеской власти;
2. Укрепление государственности при Ярославе Мудром.
Если самому Владимиру не удалось помешать разделению Русской земли, на которое пошел его отец, то в правление его сыновей эта практика постепенно утверждается. От своих восьми жен Владимир, по разным источникам, имел 12-15 сыновей и 9 дочерей. Владимир сам вынужден разделить Киевскую Русь между своим многочисленным потомством по мужской линии. Причем власть он давал сыновьям не постоянно, а как наместникам, надеясь таким образом укрепить обширную державу. Но это привело к тому, что сыновья начали борьбу за власть еще при жизни отца. Некоторые ставили перед собой цель захватить Киев и лишить престарелого Владимира власти. В 1014 г. был раскрыт заговор приемного сына Владимира— Святополка, правившего в г. Турове, который при поддержке поляков хотел совершить переворот в Киеве. В том же году мятеж против отца поднял князь новгородский Ярослав Владимирович, отказываясь платить традиционную дань Киеву Новгорода. В разгар подготовки похода на Новгород, в 1015г., великий князь Владимир Святославич умер. Есть версия, что он был отравлен боярином Путятой на пиру по наущению Святополка.
|
|
Захватив власть, Святополк путем обмана убивает своих братьев, правивших недалеко от Киева, пригласив их к якобы к умирающему отцу. Так были убиты Борис и Глеб, ставшие первыми русскими святыми, а сам Святополк за братоубийство получил в народе прозвище Окаянного.
В течение четырех лет продолжалась усобица между Святополком Окаянным и Ярославом Владимировичем, в которой приняли участие Польша (на стороне правившего Киевом Святополка, так как ее король — Болеслав Храбрый — был его тестем), варяги (поддержавшие по традиции новгородского князя Ярослава), печенеги и другие соседи. Победил Ярослав по прозвищу Мудрый, в чем, вероятно,
немалую роль сыграла поддержка церкви, которая выступила против Святополка, опиравшегося на католическую Польшу и язычников-печенегов. В 1019 г. Ярослав овладел Киевом, а Святополк умер по пути из Польши в Чехию.
Но Ярославу сначала не удалось на практике управлять всей Русью. Кроме Полоцкой земли, отделившейся еще при Владимире, до 1036 г. вне власти Киева оказались и восточные земли (Чернигов, Тмутаракань и др.), где правил брат Ярослава Мстислав. Как полководец последний был на две головы выше Ярослава и в начавшейся между ними борьбе в 1024 г. разгромил Киевское войско под Лиственом, неподалеку от Чернигова. После этого Русь по договору между братьями была разделена на две части: все, что находилось русского по левую сторону Днепра, отходило под власть Мстислава, по правую, а также Новгород — под власть Ярослава. Братья жили мирно и даже совершали объединенными силами походы против внешних врагов. Их объединенное войско нанесло поражение Польше и вернуло в состав Руси «червенские ropода», которыми поляки снова завладели на недолгое время, воспользовавшись борьбой Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного. Это было в 1031 г.
В 1036 г. Мстислав Храбрый умер, простудившись на охоте. Единственный его сын Евстафий умер в 1032 г. Наследовать было некому, и все земли Мстислава мирно отошли к Ярославу, на чем и закончился долгий кризис великокняжеской власти на Руси в 10—30-е гг. XI в.