Укрепление государственности

Власти

Кризис великокняжеской

Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Принятие христианства на Руси

Важнейшим внутриполитическим мероприятием Киевского государства было крещение Руси в 988 г., связанное с упрочением единства страны, необходимостью установления прочных связей с внешним миром. Обращение русских в христианство началось раньше. Сохранились свидетельства о крещении части руссов в 860 г. Русские христиане поминаются и в договоре Руси с греками 944 г. Христианство приняла княгиня Ольга во время своего визита в Константинополь в 957 г.

Стремясь заменить славянский языческий пантеон авторитетной монотеистической (единобожие) религией, князь Владимир выбирал между четырьмя вероисповеданиями. Вопрос о выборе веры был вопросом о выборе политической и культурной ориентации и шире — самого характера народа и его психологии.

Крещение Руси в 988 г. князем Владимиром по византийскому обряду позволяло развивать местные традиции в большей степени, чем католичество с его обязательным латинским языком или ислам и иудаизм с обрезанием и запрещением употребления вина.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, перенося на землю то, что пропагандировалось на небе христианством (один Бог-вседержитель).

Определенный отпечаток православие наложило и на культуру русского народа; однако здесь процесс был двойственным. Отрицательно он сказался на устном народном творчестве и культуре народных масс, пытавшихся исповедовать веру предков (особенно в сельских местностях), положительно — на городской культуре и культуре высших слоев общества, дав толчок развитию литературы, архитектуры, живописи, развив в этих направлениях уровень мастерства, достигнутый в языческий период.

Литература: 1-й – разделы 1.8-1.10;

2-й – 3.2.2., стр. 101-103

Лекция № 5

1. Кризис великокняжеской власти;

2. Укрепление государственности при Ярославе Мудром.

Если самому Владимиру не удалось помешать разделению Русской земли, на которое пошел его отец, то в правление его сыновей эта практика постепенно утверждается. От своих восьми жен Владимир, по разным источникам, имел 12-15 сыновей и 9 дочерей. Владимир сам вынужден разделить Киевскую Русь между своим многочисленным потомством по мужской линии. Причем власть он давал сыновьям не постоянно, а как наместникам, надеясь таким образом укрепить обширную державу. Но это привело к тому, что сыновья начали борьбу за власть еще при жизни отца. Некоторые ставили перед собой цель захватить Киев и лишить престарелого Владимира власти. В 1014 г. был раскрыт заговор приемного сына Владимира— Святополка, правившего в г. Турове, который при поддержке поляков хотел совершить переворот в Киеве. В том же году мятеж против отца поднял князь новгородский Ярослав Владимирович, отказываясь платить традиционную дань Киеву Новгорода. В разгар подготовки похода на Новгород, в 1015г., великий князь Владимир Святославич умер. Есть версия, что он был отравлен боярином Путятой на пиру по наущению Святополка.

Захватив власть, Святополк путем обмана убивает своих братьев, правивших недалеко от Киева, пригласив их к якобы к умирающему отцу. Так были убиты Борис и Глеб, ставшие первыми русскими святыми, а сам Святополк за братоубийство по­лучил в народе прозвище Окаянного.

В течение четырех лет продолжалась усобица между Святополком Окаянным и Ярославом Владимировичем, в которой приняли участие Польша (на стороне правившего Киевом Святополка, так как ее король — Болеслав Храб­рый — был его тестем), варяги (поддержавшие по тради­ции новгородского князя Ярослава), печенеги и другие со­седи. Победил Ярослав по прозвищу Мудрый, в чем, веро­ятно,

немалую роль сыграла поддержка церкви, которая выступила против Святополка, опиравшегося на католи­ческую Польшу и язычников-печенегов. В 1019 г. Яро­слав овладел Киевом, а Святополк умер по пути из Польши в Чехию.

Но Ярославу сначала не удалось на практике управлять всей Русью. Кроме Полоцкой земли, отделившейся еще при Владимире, до 1036 г. вне власти Киева оказались и восточные земли (Чернигов, Тмутаракань и др.), где правил брат Ярослава Мстислав. Как полководец по­следний был на две головы выше Ярослава и в начавшей­ся между ними борьбе в 1024 г. разгромил Киевское вой­ско под Лиственом, неподалеку от Чернигова. После этого Русь по договору между братьями была разделена на две части: все, что находилось русского по левую сторону Днеп­ра, отходило под власть Мстислава, по правую, а также Новгород — под власть Ярослава. Братья жили мирно и даже совершали объединенными силами походы против внешних врагов. Их объединенное войско нанесло пора­жение Польше и вернуло в состав Руси «червенские ropода», которыми поляки снова завладели на недолгое время, воспользовавшись борьбой Ярослава Мудрого и Святополка Окаянного. Это было в 1031 г.

В 1036 г. Мстислав Храбрый умер, простудившись на охоте. Единственный его сын Евстафий умер в 1032 г. Наследовать было некому, и все земли Мстислава мирно отошли к Ярославу, на чем и закончился долгий кризис великокняжеской власти на Руси в 10—30-е гг. XI в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: