Теории воспитания

Демокрит - отметил ведущую роль среды, примера взрослых и труда в воспитании детей, одним из первых выдвинул принцип природосообразности, считал, что в воспитании нельзя обойтись без принуждения.

Сократ – один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов, рассматривал человека как носителя доброго начала от природы, считал, что залогом воспитания правильного поведения ребенка является познание им всеобщих нравственных понятий.

Франсуа Рабле (фр. Писатель-гуманист) – воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества, т.е. нравственное воспитание нужно соединить с образованием.

Я.А. Коменский –. человек есть часть природы и подчиняется ее общим законам. Его пед. система выделила педагогику из философии как самостоятельную науку.

Ж-Ж Руссо – основатель теории свободного воспитания– считал, что в каждом человеке заложены возможности для совершенствования, а воспитание получают от природы, от окружающих людей и вещей, оно должно быть свободным, не мешающим естественному развитию ребенка.

К.Д.Ушинский – воспитание человека возможно только с учетом всех наук о человеке. Выделил идею народности воспитания – создание народных школ для всех детей.

Петр Федорович Каптерев выдвинул мысль о необходимости нравственного закаливания детей, центральной идеей педагогики считал воспитание воли и характера. Ввел в русскую педагогику понятие педагогического процесса как целостного явления, в котором биологическое и социальное развитие личности взаимосвязаны.

А. С. Макаренко главным условием воспитания ребенка считал воспитание его в коллективе. Соединил обучение и воспитание детей с творческим трудом.

Януш Корчак – педагог-гуманист, требовал признания равноценности и самоценности ребенка как личности, признания за ним права на индивидуальность. Целью воспитания считал полное, свободное и гармоничное развитие каждого ребенка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма.

И.П. Иванов – разработал идею воспитания личности через совместную общественно полезную деятельность.

Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателя и воспитанников -это главная идея его концепции воспитания. Главным средством воспитания и развития ребенка автор определяет деятельность. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир и себя.

В основе деятельности детей лежат следующие идеи:

-забота об улучшении окружающей жизни (забота о близких и далеких людях, своей школе, селе, городе, самом себе как товарище других людей);

-творчество, т.е. совместный поиск новых, лучших решений, жизненно важных проблем или задач;

-коллективность, т.е. объединение усилий участников деятельности которой каждый может проявить себя, внести реальный вклад в общее дело, ощутить свою значимость в достижении общего результата;

-сотрудничество старших и младших, взрослых и детей.

Эти идеи нашли воплощение в разработанной И.П. Ивановым методике организации КТД.

Классификация методов и форм воспитания по И.П. Иванову.

В зависимости от вида отношений ответственной заботы формы воспитания делятся на 3 группы:

1. Формы товарищеско-творческого обучения. (творческие занятия всех видов, личные школьные поручения, личные поручения учебного характера)

2. Формы творческого содружества (КТД, творческие игры, личные и коллективные поручения, творческие праздники)

3. Синтетические формы (творческие встречи, повседневное товарищеское общение)

Методы воспитания

1. Методы товарищеского побуждения. С помощью этих методов у ребенка создается и укрепляется нужное эмоциональное и волевое настроение на участие в общественно-товарищеской заботе о других людях, о себе, как о товарище других людей.

Методы воспитания подразделяются на 3 подгруппы:

А) Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости и веры в свои силы.(увлечение товарищеской радостной перспективой, увлечение добрым делом, увлечение товарищеским поиском, увлечение героическим, увлечение прекрасным, увлечение таинственным и загадочным, увлечение смешным и веселым)

Б) Методы, с помощью которых дети учатся ответственности за себя и товарищей (требование, контроль за выполнением поручений, помощь в выполнении требований, осуждение)

В) Методы, с помощью которых дети укрепляют веру в свои силы и ответственность (доверие, внушение, просьба)

2. Методы товарищеского поощрения (одобрение, похвала, награда)

3. Методы товарищеского убеждения (Разъяснение, рассказ, размышление, убеждение на собственном опыте, обсуждение собственного опыта и опыта других, товарищеский спор)

4. Методы товарищеского приучения (режим жизни, поручение, соревнование, коллективные традиции, личный пример)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: