Композиция как основа восприятия изображения

Законы композиции. Особенности восприятия снимков зрителем. Внутрикадровые композиционные связи. Свет и цвет как выразительные средства. Золотое сечение. Восприятие и гармоничная композиция. Акценты. Сюжетно-композиционный центр. Гармония, равновесие, симметрия, движение.

Определение наиболее видового характерного снимка. Найти «лишние» детали на снимке. Обозначить на снимке композиционные законы построения изображения. Линии, ритм, золотое сечение, равновесие, перспектива, контраст, объём. Выявить и объяснить причины, несоблюдения основных законов композиционного построения на снимке.

Конструирование газеты и предпечатная подготовка к ее тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который предполагает сочетание трех принципов: 1) удобства (чтения - для читателей, создания и оформления - для журналистов, полиграфического исполнения - для полиграфистов); 2) экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов); 3) красоты (сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение). Шрифты, иллюстрации, особенности оформления - все это определяет графику газетного дизайна. Производство газеты проходит через такие технологические стадии, как а) набор текста и подготовка иллюстративного материала; б) верстка - процесс формирования, монтаж газетных полос с использованием текста и иллюстраций; в) печать.

Современные мощные комплексы на базе компьютеров «Macintosh» работают в «Известиях», «Московском комсомольце», «Аргументах и фактах», «Коммерсанте», журналах «Домовой», «Автопилот», «Огонек», «ТВ парк» и т.д. Художники и дизайнеры, используя возможности техники, стремятся сделать издания особо привлекательными, [2]. А вот редакция газеты «Московские новости» отказалась от «Macintosh» и пользуются машинами с процессором «Pentium». Готовые файлы статей здесь поступают в технический отдел редакции, где каждый сотрудник имеет свою директорию. Компьютер отдельного журналиста подключен к редакционной компьютерной сети, и сданный файл немедленно попадает к макетчикам. Если к материалу прилагается иллюстрация, она тут же обрабатывается на планшетном сканере, проходит обработку в программе Adobe Photoshop 3,0, которая позволяет выполнить коррекцию цвета и отретушировать сканированное изображение.

В допечатном отделении или на предприятии происходит интеграция каналов текстовой, иллюстративной и рекламной информации, а специальное оборудование позволяет полностью автоматизировать верстку целых полос и быстро выводить их на бумагу или на фотоформу.

3.1.2.1. Подготовка текста

Производство издания начинается с ее основы - текста. Набирать его на компьютере несложно. Прежде - при горячем способе набора и фотонаборе надо было сразу же установить формат набора, шрифт и его размер, а перемены в оформлении текста вели к тому, что его необходимо было полностью перебирать, ныне же - с компьютерным набором проблемы эти исчезли. Облегчились и авторская вычитка и корректура - сверка набранного распечатанного текста с оригиналом. А чтобы быть уверенным в грамотности набора, следует включить программу проверки орфографии - для этого в клавиатуре работающего компьютера достаточно нажать клавишу F7, или ударить курсором мыши на надпись «сервис».

Графически текст представлен на полосе с помощью шрифта. Прежде всего мы выбираем гарнитуру - комплект шрифтов, одинаковых по рисунку, но разных по начертаниям и размерам. В то же время учитываем, что шрифты различаются по насыщенности (светлые, полужирные и жирные); по наклону основных штрихов (прямые, курсивные и наклонные); по плотности (нормальные, узкие и широкие), по заполненности основных штрихов (оттененные, контурные и штрихованные), по емкости (число знаков в строке), по размеру (высоте), или кеглю, который выражается в особых линейных единицах измерения - типографских пунктах (более крупная единица - квадрат, равный 48 пунктам). Типографская, или типометрическая система Дидо (предложил в 1737 г. словолитчик П.-С.Фурнье, а парижский типограф Ф.-А. Дидо усовершенствовал ее в конце ХУ111 в.) основана на распространенной в то время двенадцатеричной системе футов и дюймов. В пересчете на метрические меры типографский пункт равен 0,3759 или округленно 0,376 мм., а квадрат - 18 мм. У ряда шрифтов были особые названия. В газете, скажем, преобладали петит (маленький) - 8 пунктов и боргес (гражданский) - 9, но появлялись также миньон (крошечный) - 7 пунктов, и нонпарель (бесподобный) - 6 пунктов. Сравнительно редко газетные тексты набирались такими крупными шрифтами как 10 пунктов - корпус (от итал.: «Corpus juris civilis» - шрифтом этого размера впервые был напечатан кодекс Юстиниана, являвшийся сборником законов Римской империи), 12 - цицеро (от ит. собст. Ciceron, поскольку данным шрифтом в 1467 г. был отпечатан сборник писем Цицерона); 14 - миттель (середина - средний по размеру шрифт, существовавший в свое время); 16 - терция (в свое время третий по размеру шрифт). Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля - титульными.

Компьютерные издательские программы предлагают сравнивать типографский пункт с другими единицами с помощью цицеро: 1 цицеро = 4,5 мм = 1 пике (6 пик = 1 дюйму). При верстке газеты с помощью настольных редакционно-издательских систем вместо европейской (1 пункт = 0,376 мм). используется англо-американская типометрия (1 пункт = 0,353 мм) Для новой типометрии рекомендуются кегль набора текста 9 или 10 англо-амер. пунктов, гарнитура набора - газета, таймс, формат колонки такой, чтобы в строке умещалось не менее 6 слов или 41 печатного знака, а число колонок на полосе было нечетным [3].

Чтобы газетный текст на полосе был удобочитаем, следует применять не больше двух-трех гарнитур, а основной шрифт должен иметь прямое, светлое, нормальное начертание. Текст в газете распределяется по колонкам, оптимальный формат (ширина) каждой из которых равна двум квадратам 24 пунктам или двум квадратам 36 пунктам (45-50 мм). Чтобы довести строку в колонке до точно заданного формата, приходится равномерно увеличивать или уменьшать пробелы между буквами (апрош), между словами (выключка строки). Выключка бывает по формату, вправо, влево, по центру (при компьютерном наборе надо нажать мышью на панели инструментов монитора на соответствующие клавиши - по ширине, по правому краю, по центру, по левому краю. Если все строки в текстовом блоке (за исключением начальных и концевых строк абзаца) будут выключены на одинаковый формат (иметь одинаковую длину), то строгие прямоугольники колонок придадут газетной полосе определенный ритм, стройность и графическую завершенность. Особое внимание следует обратить на переносы. Ими не следует разделять: фамилии от инициалов; цифры, образующее одно число (если две цифры 1999-2004, то тире остается в первой строке), сокращения из букв прописных, прописных с отдельными строчными или с цифрами (СПбГУ или С20); сокращенные слова от имен собственных (тов. Соколов); цифры и буквы со скобкой или точкой от следующего за ним слова (при перечислении); знаки и обозначения от следующих за ним цифр (20%, п.25). Не должно быть неблагозвучных переносов или затрудняющих понимание текста.

Отрывки или фразы, слова или даже буквы могут быть выделены в тексте курсивом (светлым или полужирным), прямым полужирным шрифтом; разрядкой, когда увеличивают пробелы между буквами; набором прописными буквами, шрифтом другой гарнитуры; набором строк на неполный формат, с отступом от левого края (втяжка); линейками, заключением в рамку; с помощью цвета; вывороткой (белые буквы на фоне черного, серого или иного цвета), использованием буквицы (инициала), размер которой обычно 16-24 кегля. Эти и другие, графические способы (изменение формата набора, увеличение кегля шрифта, выключка строк) применяют при оформление таких текстовых блоков, как лиды (вводка, врезка), выносы в тексте (основная мысль статьи, литературная цитата, высказывание героя публикации), авторская подпись, подпись к иллюстрациям и т.п.

Знакомство читателя с газетой начинается с заголовка, поэтому он должен быть конкретным по содержанию и привлекательным по форме. Согласно инструкциям по газетному оформлению высота заголовка должна быть не менее 3 кв. (5,4 см) и не более 5 кв. (9,2 см.) и составлять от 1/7 до 1/4 высоты первой полосы. Воображаемая линия оптического центра целит полосу в примерной пропорции 5/8. Таким образом, заглавие может опускаться фактически до 1/3 высоты полосы. В заголовочном комплексе (заголовок, подзаголовок, рубрика или надзаголовок; лид, или врезка, вводка) союзы и предлоги переносятся на нижнюю строку, дефисы и тире - остаются на первой. Заголовок размещают чаще всего над текстом материала; сверху между колонками текста (чтобы избежать слияния с соседними заголовками); в глубине текста (чтобы зрительно разбить большой текстовой блок, не содержащий внутренних подзаголовков); по центральной оси публикации или сдвинув от оси вправо, влево. Компьютерная технология позволяет располагать заголовки под углом; конструировать его из букв, поставленных в вертикальный столбец. Площади заголовочного комплекса и тестовой части публикации соотносятся друг с другом в пределах от 1: 3 до 1: 12. Применяемые для заголовков кегли титульных шрифтов определяются значением публикации, местом на полосе, объемом материала, числом колонок, длиной заголовка. Сложные заголовочные комплексы оформляются по принципу контраста (разные шрифты и их размеры, начертания заголовка и подзаголовка, надзаголовка или рубрики)[ 4 ].

Раскрыв газету, читатель прежде всего обращает внимание на фотографии. Фотоиллюстрации с их наглядностью, образностью, документальностью могут играть роль зрительного центра полосы, ориентируют читателя в отношении темы публикации, являются средством художественного оформления газеты. То же можно сказать и о рисунках, к которым относятся рисованный персонаж, шарж, карикатура. И об информационной графике (таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы). Применяются различные варианты компоновки на газетной полосе нескольких фотографий: распределение по всему тексту публикации, под углом, наложение иллюстраций друг на друга, наложение заголовка или текста на фотографию, вмонтирование снимка непосредственно в текст.

При традиционном (некомпьютерном) способе, готовя иллюстрации к печати, работник типографии, как уже говорилось, фотографирует представленные редакцией фотоснимки через специальный сетчатый стеклянный экран - раст, разбивая изображение на множество точек; подготовленные таким образом пленки потом надо вклеить в оригинал-макет газеты, где для них заранее размечено место. При компьютерной технологии фотографии, рисунки вводятся в компьютер через сканер; с помощью оптического диска, на котором иллюстрированный материал записан в цифровом виде; непосредственно от цифрового фотоаппарата, которому не нужны ни пленка и ее проявка, ни фотобумага и процесс приготовления отпечатков. Заметим, что с перенесения сканирующего устройства и электронной памяти непосредственно в сам съемочный аппарат и началась цифровая фотография. Одним из первых (в 1983 г.) на рынок попала фотокамера Mavica фирмы «Sony», а сегодня цифровые фотоаппараты свободно продаются в магазинах (уже в декабре 1999 г. минимальная цена такой фотокамеры составляла 13 тысяч рублей). Внедрение в журналистику электронных технологий переработки изображений взамен «мокрых» фотохимических процессов существенно повышает скорость отображения и обработки событийной информации.

Можно также подключиться к сети Internet, что позволяет принимать множество разнообразной информации и нужные иллюстрации включать с свое издание. При всех способах - традиционном и компьютерном - важно проследить, чтобы фотография была выразительной, динамичной, красивой, привлекательной формы (прямоугольник интереснее квадрата), скадрированной (выделено главное, обрезано все лишнее). Компьютер успешно помогает решать эти проблемы. К примеру, в снимках заставочного характера изображение можно представить в виде мозаики, а можно сделать имитацию текстуры (полотно, камень, песок).

Если шрифты и иллюстрации, служащие для выражения содержания, относятся к основным графическим средствам оформления газет, то пробелы, линейки и украшения (маркеры), - к вспомогательным, призванным разделить газетный материал на блоки, в то же время связывая их, выделяя, что повышает читательское восприятие. Оптимальная величина пробела между колонками текста - 12 пунктов (4,5 мм), раньше допускался пробел в 6 пунктов, но при этом между колонками ставилась светлая разделительная линейка. Избранный стандартный пробел должен оставаться неизменным в пределах газетного номера. Так же неизменным для основного текста должен быть интерлиньяж (пробел между строками, на компьютере можно менять его одновременным нажатием клавиш Ctrt и 1, Ctrt и 1,5 или Ctrt и 2 - при предварительном выделении текста). Обычно интерлиньяж в 1,2 раза больше кегля шрифта, которым набраны строки. В газете применяют линейки вертикальные (не более 2 пунктов) и горизонтальные (от 4 до 12 пунктов), а также прибегают к комбинациям сплошных линеек разной толщины при создании рамок, что придает взятому в рамку блоку особую значимость. Однако заключение каждого текстового блока на полосе в отдельную рамку - прием уже устаревший, к тому же рамка заголовка может вызвать иллюзию разделения единого блока на части, воспринимаемые уже как самостоятельные. Лучше врезать заголовок в разорванную рамку, когда за ее пределы выходит какой-то элемент. Раньше небольшие заметки, части крупных материалов разделялись с помощью типографских наборных украшений. всевозможных концовок - усиков, звездочек, ромбиков и т.д. С применением компьютеров расширился диапазон орнаментов и украшений, которые теперь стали называться маркерами. Они используются как ориентиры, указатели - для акцентирования какой-то части текста («галочки» в начале абзацев), взгляд читателя невольно следует за маркером - например, за стрелочками, разными значками.

3.1.2.2. Макет и верстка

Чтобы газетная полоса смотрелась как единое целое, необходимо разработать макет - графический план верстки. Этот план наглядно показывает, как распределились на полосах текстовые и иллюстративные материалы, заголовочные комплексы, все детали их оформления. В секретариате редакции готовят общий макет всего номера, который обсуждается на планерке, и макеты отдельных полос, которые к этому обсуждению приходят уже сверстанными. В газете «Санкт-Петербургских ведомости» традиционно повелось так, что дежурная служба уже с утра работает над поступившей из типографии второй полосой (экономической тематики), тогда как на остальные страницы номера получает макетные листы, воспроизводящие полосы в уменьшенном виде. Это объясняется оперативностью, тем, что многие материалы идут «с колес»: к примеру, планируется место для репортажа о событии, которое произойдёт лишь через три часа. Разверстку текстовых материалов на макете показывают ломаной линией, идущей по середине текстовой колонки вниз, снизу вверх по очередной колонке и заканчивающейся стрелкой в конце материала, или диагональю, соединяющей начало и конец текста, а место иллюстрации (четырехугольник) штрихуют или перечеркивают накрест, или одной чертой из угла в угол. На макете указываются линейки, маркеры, размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитура шрифта, выключка строк. Зная количество знаков во всем тексте и в одной строке, площадь, которую займет заголовочный комплекс, можно добиться точности макетирования и избежать потом (при верстке) неприятных сюрпризов, когда образуются свободные места, белые пятна, или «хвост» материала, не вместившегося в запланированное на макете место.

Ускорить макетирование позволяет модульная сетка - система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии регламентируют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные - единицы информации, место постоянных элементов на полосе. Выбор модуля зависит от формата страницы, стиля оформления, особенностей издания.

Компьютер избавляет от необходимости вычерчивать на бумаге подробные графические макеты. Страницы-шаблоны с модульной сеткой и основными элементами оформления могут храниться в памяти компьютера как угодно долго и при необходимости использоваться.

Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Верстка бывает прямой и ломаной, горизонтальной и вертикальной, симметричной и асимметричной. При верстке блок может иметь прямоугольную конфигурацию (текст разбит на равновеликие колонки) или ломаный, ступенчатый, вид (у колонок разные высоты или широкий формат текста сменяется на узкий). Ломаная верстка сложнее прямой, но позволяет придать динамизм композиции, разнообразить построение полосы. А иллюстрации можно использовать в форме не только прямоугольника, но и круга, овала, многоугольника. Правда, компьютерная техника позволяет и текстовые материалы (особенно для выделения частей публикации) разверстывать в виде пирамиды, треугольника, круга и т.д.

Многолетняя практика верстки, размещения материалов на полосе дала жизнь специфическим терминам: на открытие (левый верхний угол полосы), на отлёт (правый верхний угол), стояк (две-три колонки сверху донизу), чердак (верхняя часть полосы), подвал (нижняя часть), подвал на разворот (или «нараспашку»), внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трех колонок заметки идут одна за другой), мельница, или вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали). Использование различных вариантов размещения материалов на полосе призвано привести к ее целостности, обеспечить единство графического стиля, сбалансированность и пропорциональность в компоновке публикаций.

А в ряде изданий для особо оперативной информации применяется «раздельная верстка», т.е. с места событий журналист передает уже сверстанный материал. Но это требует от журналиста высокой технической квалификации: ему надо пользоваться модемом для передачи информации, часто использовать и настольно-издательские системы.

Редактор лондонской газеты «Observer» Дэвид Рэндолл в своей книге «Универсальный журналист» останавливается на пятнадцати принципах верстки. В кратком виде они сводятся к следующему:

Перед версткой полос прикинуть, какие статьи и фотографии на них разместить.

Осознать все проблемы.

Если у рекламных объявлений неудобный объем или форма, если они нарушают идеал дизайна, выяснить, можно ли их перенести к другое место.

Определить объем и формат основного текста и фотографии.

Сделать фотографию крупнее, не допускать, чтобы другие иллюстрации забивали ее.

Снимки надо помещать посреди текста.

Заголовок основной статьи должен быть на 40 процентов крупнее других заголовков полосы.

Следует группировать сходные по содержанию небольшие материалы вместе.

Нельзя, чтобы в нижней части полоса распалась на множество мелких заметок.

Важно, чтобы между статьями, расположенными вертикально и горизонтально, было напряжение, контраст.

Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.

Не надо выстраивать заголовки в одну линию.

Хорошо бы использовать графику, чтобы оживить подачу материала.

Выделить все - значит не выделить ничего.

Все время важно изучать другие газеты [5 ].

Верстка - это не только способ расположения материалов при творческом создании газетной полосы, но и чисто технологический процесс, при котором из соответствующих элементов монтируются полосы заданного размера, в соответствии с макетом размещается материал. Раньше версткой занимался типографский работник, сейчас - редакционный оператор верстки, если редакция имеет собственное компьютерное оборудование.

Повседневная работа над макетом и версткой газетных полос позволяет создать модель - образец, эталон композиции и графики газеты. Модель как композиционно-графическая конструкция издания включает в себя структуру тематики, формы организации подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных элементов газеты, то есть такие постоянные составляющие, как формат полосы, количество колонок, стандартный пробел, модульная сетка, распределение материалов по разделам, рубрикам, полосам, а также логотип издания, колонтитул (строка с названием газеты, номером выпуска, его датой и указанием страницы - вверху или внизу каждой полосы), блок «адрес и служебные сведения», титульные и текстовые шрифты, заголовки, иллюстрации, линейки, маркеры[ 6 ].

Любопытно проследить эволюцию стилей формирования газетных полос, что неразрывно связано с коллизиями развития нашего общества. Так, в пятидесятые годы ХХ века преобладал сформированный еще во время войны обезличенный стиль. Экономный, подчеркнуто технический, он диктовался общественной ситуацией в стране. Преобладали широкие текстовые колонки, узкий петит в текстовом наборе, мелкие заголовки, ограниченное количество гарнитур и иллюстраций. Желтоватая низкосортная бумага свобода удобочитаемость практически к нулю. Многие газеты из-за скудости оформительских средств походили одна на другую. В 60-е годы, во времена хрущевской оттепели утверждается новый (названный пестрым) стиль: многоколонная верстка, разноформатный набор текста, изобилие различных текстовых и заголовочных гарнитур, линеек, украшений, «выворотные» рубрики и заставки, ломаный (сапогом) вид вертки, громадные буквицы («фонари»), крупные фотографии, порой занимающие больше места, чем текст. В конце 60-х - 80-е годы пестрый стиль уступил место спокойному, блочному стилю. От прежнего сохранились некоторые черты декоративности и экспрессивности, но верстка стала простой, прямоугольной, уменьшился ассортимент шрифтов и линеек различного рисунка, появился контраст между крупными и мелкими заголовками, но наблюдается увлечение жирными линейками в межколонных пробелах, конкурирующих с заголовками и раздражающих глаз. В 80-е годы утвердился «просветленный» стиль - он отличается отказом от межколонных линеек и декоративных излишеств, что облегчило «вес» полосы, придало ей воздушность; верстка утратила подчеркнутую прямоугольность, основными информационными элементами стали заголовки и иллюстрации.

Нельзя не сказать о влиянии на оформлении газет интернета и журналов. Конкуренция и взаимодействие с онлайновыми и оффлайновыми СМИ приводит к тому, что первые полосы традиционных газет все более насыщаются информацией, внедряются стилистические особенности Интернета: анонсы на верхних углах страниц, размещение под логотипом рекламных модуле, сделанные по образцу интернет-сайтов боковые линейки. Последний прием, в частности, использован в еженедельниках “Коммерсанта” и в вышедшем в 2001 г. новом издании - “Газета”. В то же время традиционная линейка, отделяющяя один материала от другого многие годы неизменный газетный атрибут выходит из моды, ибо изменилась культура потребителей текстового материала. В отличие от 50-60 гг ХХ столетия сегодня отсутствие разделяющих линеек не запутывает и не отпугивает читателей.

А чтобы выигрышнее смотреться на прилавках рядом с глянцевыми журналами, газеты стремятся перейти на “цвет”, экспериментируют с фотографиями, которые в отдельных изданиях даже закрывают логотип. Так, к примеру. практикуют в редакции “Вечернего Петербурга”. Успешно применяется и такой журнальный прием: текст статьи как бы “обтекает не заключенную в рамку картинку или фотографию. Вообще фотографиям сегодня уделяется чуть ли не главное внимание, поскольку восприятие информации фиксируется в основном на зрительских образах. Если раньше на первую полосу ставили одну картинку или фотографию, то теперь картинок много и каждая содержит ссылку. В моде - иллюстрации делового характера - графики, схемы. диаграммы. Но, несмотря на увеличение объема иллюстрированного материала, все меньше становится рисовальных графиков, уходит карикатура, не видно заменяющих фотографии рисунков к тематическим статьям.

Меняется и содержание газет. Текстовых материалов становится больше, но их объем сокращается. Если традиционно соотношение текста и графики в общенациональных газетах было 60 на 40%, то теперь наблюдается обратная пропорция[ 7 ]. Современный читатель скорее “сканирует” газету, чем читает, не вникая в объемные аналитические материалы. Поэтому большие материалы сопровождаются краткими выносами-цитатами. Они могут содержать как главную мысль статьи, так и просто наиболее яркий пассаж. Занятой читатель информационной эпохи, просмотрев выносы, решает, какой материал ему читать.

Неизменными остаются лишь главные элементы газетного стиля - логотип и шапка. Но и здесь в нескольких изданиях в последнее время произошли перемены. Так, “Новые Известия” поменяли шрифт логотипа. Правда, по решению суда, а не по своей воле. А вот изменения логотипа газет “Россiя” и “Время МН”. напротив, чисто дизайнерское решение. Новый логотип “Независимой” руководство газеты в своих комментариях трактует как дизайнерский ход. Но для читателей исчезновение из логотипа слова “газета” символизируют новое позиционирование, новые приоритеты. новый менеджмент и уход от концепции “Независимой газеты”, реализованной первым редактором В. Третьяковым.

Рынок требует постоянного обновления. Но одно остается неизменным - форма должна соответствовать содержанию.

Новый, ХХ1 век пока не привнес изменений в оформление, но очевидны закономерности развития газетного дизайна - стремление к использованию минимального количества шрифтов, линеек и других графических элементов, широкое варьирование размеров заголовков и иллюстраций, возрастание их роли как информационно-образующих элементов полосы; увеличивается объем изданий за счет привлечения рекламы, усиливается значение первой полосы как формообразующей, редакции применяют свои, оригинальные приемы и методы [8].

3.1.3 Печатный процесс

Существуют несколько способов печати: высокая, плоская, глубокая, трафаретная.

Способ высокой печати заключается в том, что литеры и клише возвышаются над поверхностью печатной формы и потому принимают с валков краску, которую затем передают на бумагу. Принцип высокой печати использовался еще тысячу с лишним лет назад: на плоских деревянных досках гравер по дереву - ксилограф, чтобы получить изображение, углублял непечатающие, пробельные элементы. Ксилография (от греч.: - дерево + пишу) в Х1Х веке широко применялась при печатании иллюстраций, а в ХХ столетии сохранила значение как техника создания художественной графики - станковой и книжной.

В отличие от ксилографии при литографии (от греч.: камень + пишу) рисунок наносится на плоскую поверхность специального камня (известняка) жирным веществом, а пробельные участки увлажняют и делают таким образом невосприимчивыми к краске. В этом и состоит суть плоской печати, при котором печатающие и непечатаюлие элементы лежат в одной плоскости и действует принцип несмешиваемости масла и воды. Но изобретенный в 1798 г. способ контактной печати с плоских форм имел ряд недостатков, что привело к замене его офсетом: краска с печатной формы (цинковой, алюминиевой и т.д.) стала передаваться под давлением на промежуточную эластичную поверхность резинового цилиндра, а уже с нее на бумагу. Принцип офсетной печати был предложен в 1905 г. в США, когда была создана первая офсетная печатная машина.

При глубокой печати оттиск получают с форм, на которых краска находится в углубленных печатающих элементах. Глубина их на форме изменяется в зависимости от насыщенности светотеней воспроизводимого изображения. Поэтому на оттиске образуются слои краски различной толщины и создаются тончайшие градации и переходы тонов. Это уникальное преимущество глубокой печати реализуется при производстве иллюстрированных журналов, однако при этом способе рисунок букв может быть деформирован, так что текст получается более качественным при высокой и плоской печати.

Глубокая печать появилась в середине ХУ века, до этого времени существовали только ручные способы изготовления печатных форм - гравировка на металлических пластинах, углубление печатных элементов специальным резцом (резцовая гравюра, черная манера, сухая игла) и химические способы гравюры (офорт, акватинта, мягкий лак), что требовало не только мастерства, но и больших затрат труда и времени. В конце Х1Х века был изобретен способ фотомеханического переноса изображения на поверхность металлических пластин с последующим химическим травлением печатающих элементов (гелиогравюра). Печать с таких форм велась на ручном станке, но в 1910 г. процесс был механизирован с помощью роторных машин, при этом жидкая краска с пробельных (непечатающих) элементов формы улалялась ракелем (тонкой пластинкой в виде ножа). Поэтому глубокую печать стали называть еще и ракельной.

Трафаретная печать - это воспроизведение текста и графического изображения при помощи шаблона (натянутой на рамку шелковой или полимерной сетки), вязкая краска продавливается резиновой планкой (ракелем) через отверстия сетки на воспринимаемую поверхность. Раньше такой способ называли шелкографией, ныне этот термин не употребляется, так как шелк перестал быть единственным материалом для трафаретов. Трафаретная печать широко применяется при изготовлении плакатов, обоев, упаковки, готовой продукции (надписи на бутылках, на шкале приборов и т.д.), для раскраски тканей.

От всех этих способов печати радикально отличается фотонаборная технология, когда газеты, журналы, книги печатаются с фотоформ (диапозитивов или негативов).

Большое значение для качества продукции имеет правильный выбор бумаги, которую следует подбирать в соответствии с назначением издания. Для некоторых видов изданий больше подойдет грубая или шероховатая, чем мелованная. Размер бумаги определен стандартами. Лучше всего выбрать такой формат, который позволяет обрезать иллюстрации «в край», но не дает больших отходов при обрезке кромок. Широко известны применяемые с 1928 г. «Международные форматы бумаги» - форматы «А» (принцип формата - постоянное отношение стороны квадрата к его диагонали, равное 0,714 - 1: 1,4). Листы бумаги нулевого формата А0 (840х1189 мм) и формата А1 (594х840 мм, или половина формата А0) в газетной практике не используются. Формат А2 применяют при издании таких газет общего типа, как «Санкт-Петербургские ведомости», «Известия», «Труд». Формат А3 выбирают редакции районных, отраслевых, рекламных, развлекательных газет, в формате А4 выходят многие таблоиды и издания предприятий. Стандартные форматы отечественных газет измеряются величинами, кратными друг другу. Так, площадь страницы формата А2 (420х594 мм) равна площади двух страниц формата А3 (297х420 мм) или площади четырех страниц формата А4 (210х297 мм). По формату можно сразу же определить и объем газеты: если 4 страницы формата А2 - это два печатных листа, то 4 страницы газеты формата А3 - один печатный лист. Страница всегда больше газетной полосы (площади сверстанных материалов), поскольку кроме последней включает поля и пробел между двумя смежными полосами. Оптимальный размер полосы - 4 / 5 площади газетной страницы [ 9 ].

Современные газетные печатные машины (агрегаты) позволяют получать различные варианты газет по объему, формату (А2 и А3), красочности с двух сторон листа. На выходе с помощью фальцаппарата с подборкой можно получить тетради, имеющие объем кратный 16 страницам (с одного рулона - 16 полос, с двух - 32, с трех рулонов - 48, с шести - 96 полос).

Экспедиционное оборудование - завершающая часть технологического комплекса по выпуску газеты. Оно работает в линию с печатной машиной и считает, формирует пачки, упаковывает их и маркирует. Для промежуточного хранения предварительно отпечатанных тетрадей (рекламных вкладок и приложений) используются накопители в форме сменных барабанов.

К примеру, воскресное издание «Sunday New York Times» состоит из 12 тетрадей (308 полос) большого формата и одной тетради(24 полосы) таблоидного, девяти вкладок, двух приложений. Толщина газеты 5 сантиметров, а масса - два килограмма. Тираж газеты (2 млн. экз.) печатается в Эдисоне (штат Нью-Джерси), вывозится из типографии частями (лотами), имеющими разный тираж в зависимости от зоны распространения. Доставкой заняты 33 оптовых предприятия и примерно 5 тыс. разносчиков. Лот 1 включает тетрадь «Искусство и досуг», а также приложение; лот 2 - тетрадь «Недвижимость» и региональное приложение «Еженедельник»; лот 3 - тетради «Финансы», «Моды», «Занятость»; лот 4 - основные тетради и часть тетради «Спорт». Отделы доставки и газетные киоски получают 1, 2 и 3 лоты, подписчики - лоты 1 и 2 - в субботние дни, а лоты 3 и 4 - в воскресные до 8 часов вечера.

О масштабе производства можно судить по следующим данным: обычный запас печатной бумаги (48,8 грамм на кв. метр) составляет 20,4 тыс. тонн (17 тыс. рулонов) и рассчитан на 4 - 6 рабочих смен типографии. Разгрузочная рампа у типографии вмещает 18 железнодорожных вагонов, а участок промежуточного хранения тетрадей занимает площадь около 7 тыс. кв. метров [10].

В целях расширения рынка сбыта общенациональные газеты печатают несколько региональных выпусков (изданий). Так, у крупнейшей ежедневной газеты Японии «Yomiuri Shimbun» - пять региональных изданий, общий тираж которых составляет 14,3 млн экз. Несколько меньше (13,1 млн - по данным 1993 г.) тираж пяти изданий «Asahi Shimbun». А в японских газетных типографиях очень высок уровень автоматизации производства. Типография Zama (близ Иокогамы), где печатается «Asahi Shimbun» (причем две трети тиража - в четыре краски!) получает изображение полос по каналу факсимильной связи из центральной редакции (Токио), оснащенной системой верстки полос. В типографии все автоматизировано: управление производством, контроль качества печати, подготовка бумажных рулонов, отбраковка газет. В экспедиции установлена система, накапливающая информацию об упаковке и отгрузке тиража.

В США, Японии, Западной Европе региональным газетам придают большое значение. Объем их примерно 24-28 полос. Крупные региональные издания имеют 2-3 выпуска: основной -утренний, а дневной и вечерний содержат лишь несколько новых сообщений и свежую рекламную информацию (кстати, реклама занимает 50-70% объема газеты). Показательным примером региональной ежедневной газеты может служить бельгийская «La Meuse». Региональные редакции этой газеты находятся в Брюсселе, Шарлеруа и Льеже, а производственный отдел - в городе Мёз. Редакторы обрабатывают почти 160 типовых макетов полос, для различных манипуляций с редакционными материалами используются локальные сети, которые объединены на выходе целых полос. Всего печатается шесть изданий газеты «La Meuse»: вечерний и утренний выпуски для г. Льежа, а также региональные выпуски для городов Арло, Вервье, Намюр и Юи. Первый вечерний выпуск выходит для Льежа, после замены 10 полос готов и утренний выпуск. В каждом региональном издании публикуется 2-6 полос местной спортивной информации, 7 - других местных новостей. Газеты печатаются в основном ночью. Днем печатные машины работают для газетных вкладок и журналов. По аналогичной схеме издаются газеты в Германии, Франции, Италии и других стран.

Совершенствование допечатных процессов идет на фоне развития средств массовой коммуникации и современных систем связи от внутрифирменных до трансконтинентальных для передачи газетных материалов и полос. Как правило, материалы из регионов поступают по каналам связи (частично через спутник связи) в редакции газет, располагаемых обычно в деловой части города. А полностью сформированные изображения полос передаются по факсимильной связи (по стекловолоконному кабелю) в пригород, где обычно создаются современные чисто типографские производства. Здесь производится экспонирование печатных форм и их обработка на автоматизированных и полуавтоматических линиях. Объем и структура газет определяется возможностями печатного оборудования, установленного в типографии.

Во многих типографиях России вот уже три десятилетия продолжают работать машины высокой печати. Конечно, на них нельзя печатать, к примеру, цветные иллюстрации. Такую возможность имеют, однако, приобретенные в девяностых годах офсетные машины, установленные в типографиях «Известий», «Литературной газеты», «Молодой гвардии», «Прессы». Примером перемен в российской практике можно назвать газетный комплекс в Санкт-Петербурге, который строился все девяностые годы. Это единственное крупное полиграфическое предприятие города, на котором печатаются практически все местные и центральные газеты как для города, так и для всего Северо-Запада России: свыше ста наименований изданий разной тиражности. В 1993 г. от крупнейшего принадлежавшего в свое время ЦК КПСС издательства «Лениздат» отделилось полиграфическое производство, специализирующееся на выпуске газет - Санкт-Петербургский газетный комплекс. Он имел две типографии - на набережной реки Фонтанки, 59 и Херсонской улице. Периодические издания выпускались в них способом высокой печати, применялся горячий набор, работала цинкография. В том же году Комплексу был передан полиграфический объект, который возводился на Ленинском проспекте, 139. В 1996 все газеты были переведены на офсет; старую площадку на Херсонской закрыли и демонтировали, на Фонтанке оборудование законсервировали. Горячий набор и высокая печать ушли в прошлое!

Редакции «Санкт-Петербургских ведомостей», «Вечернего Петербурга», «Невского времени», других газет, размещенные в по различным адресам центра города, передают сверстанные номера в Газетный комплекс по волоконно-оптическим линиям связи - кабелям со стеклянными (кварцевыми) жилами, проложенными в Санкт-Петербургском метрополитене и по трассам радиотрансляции. Есть в линиях несколько точек, к которым редакции подключаются и передают любую информацию со скоростью до тысячи килобитов в секунду - и текст, и фотографию, и видео, и музыку. Цифровой сигнал информации преобразуется в световой, передается по световодам, затем вновь преобразуется в цифровой и в таком виде воспринимается компьютером. Потом файлы с газетными полосами просматриваются специальным устройством и выводятся на фотонаборный автомат...

Волоконно-оптическая связь в 2-3 раза дороже, но качество изображения значительно выше, чем при передаче по фототелеграфу или через искусственный спутник Земли (ИСЗ). До середины 1996 г. Санкт-Петербургский газетный комплекс принимал оригинал-макеты центральных газет из Москвы по фототелеграфу, теперь по каналу ИСЗ, а местные газеты, в частности, «Санкт-Петербургские ведомости» - по световодам. Об этом можно уже догадаться, сравнив «Ведомости» и, допустим, «Российскую газету». У первого издания - высокая насыщенность печати, четкость и контрастность иллюстраций, у второй - таких достоинств нет. Между Москвой и Санкт-Петербургом в 1994 г. тоже был проложен кабель волоконно-оптической связи. И возможно скоро усилиями журналистов он заработает в полную силу, а дополнительные затраты редакций обернутся высоким полиграфическим качеством изданий. Заметим, что волоконно-оптические линии связи пройдут под водой через акваторию Северного Ледовитого Океана, Черного моря; трансатлантические и транстихоокеанские, они свяжут Россию с Америкой, Австралией и Африкой [ 11 ]. Эффективен и такой метод децентрализации выпуска издания, как передача номера по сети Интернет, когда, к примеру, матрицу очередного номера «Известий» уже не требуется отправлять самолетом в крупные города за тысячи километров от Москвы, и Хабаровск может отпечатать тираж центральной газеты одновременно со столичной типографией.

Весьма перспективно такое направление развития печатной технологии, как цифровая печать, когда процесс полиграфического воспроизведения оригинал-макета управляется ЭВМ и идет без применения печатных форм. Газетная полоса записывается в формате Post Script, преобразовывается с помощью процессора растрового изображения RIP в биткарту, которая через контроллер управляет устройством для переноса краски на запечатываемый материал. Эта технология по сравнению с традиционным офсетом обладает немалыми преимуществами:

- печать с компьютера делает ненужными изготовление формных пластин и процесс вывода фотоформ;

- высокая скорость (тысяча полнокрасочных или 4000 однокрасочных оттисков формата А3 в час);

- безупречное качество цветного изображения;

- можно сразу же получать сухие оттиски;

- перед самой печатью можно изменять текст, вносить в него поправки [12]. Первая в России цифровая офсетная машина Indigo E-Print 1000 была установлена в июне 1996 г. в редакционно-издательском центре «Федоров» МНТК «Микрохирургия глаза».

Западные исследователи сулят газетам заманчивое будущее. Газеты будут печататься в локальных центрах, к примеру, в супермаркетах, в метро, на железнодорожных станциях - там, где установят цифровые печатные устройства, разработанные в Бельгии и Израиле. Внешне устройства напоминают большие ксероксы. Страницы газеты набираются на компьютере и отправляются в цифровой распределительный центр. Затем посредством цифровых телекоммуникаций они передаются на каждое из таких печатных устройств, способных отпечатать нужное потребителям количество экземпляров. Отдельный экземпляр можно получить в любой момент одним нажатием кнопки. То, что выпущено и попадает к читателям в Москве, может быть всего через несколько минут выпущено и доставлено читателям во Владивостоке, в восьми часовых поясах от Москвы.

Второй вариант «бумажной газеты» - это некое подобие цифрового печатного устройства, которое можно будет подключить в будущем к персональному компьютеру, что позволит читателю получить издание в виде электронной информации, и затем решать, прочесть ее на экране или на бумаге, как обычную газету[13].

Еще одно направление - использование Интернет, способного соединять компьютеры по всему миру. Используя Web, или «Паутину», читатель видит на экране страницы заголовков и может перейти на заинтересовавшую его статью одним нажатием соответствующей клавиши. Электронные газеты будут в состоянии почти до бесконечности увеличивать объем освещения информации путем подключения библиотек компьютерных «вырезок» и открытия доступа к невероятному объему дополнительного материала, содержащегося на других компьютерах. Ведется работа по созданию «личностных» газет: разрабатывается способ, каким читатель может сообщить о своих предпочтениях компьютеру, который отберет нужную информацию и представит ее в форме газеты. Но как бы ни развивалась компьютерная технология, традиционная бумажная газета не расстанется с массовой аудиторией.

Производство печатного издания, ежедневно из номера в номер - главная забота редакции газеты. Ее возглавляет главный редактор, отвечающий перед учредителем за выход газеты и реализующий через цепочку “редактор - заместитель редактора - заведующий отделом - корреспондент” принцип единоначалия. Редактор принимает решение по содержанию текущего номера газеты, прочитывает его важнейшие материалы, контролирует выпуск номера, подписывает в печать вычитанные полосы, в то же время помимо творческих функций выполняет и административные - организует экономическую политику редакции, руководит финансово-хозяйственной деятельностью; по согласованию с редколлегией и учредителем определяет размер зарплаты и гонорара; руководит подготовкой организационно-массовых мероприятий (праздников газеты, торжественных собраний коллектива и т.п.); представляет редакционный коллектив в других организациях и учреждениях. В крупных газетах заместитель главного редактора курирует работу ряда отделов, руководит заседаниями редколлегии, поочередно с редактором или другими заместителями ведет номера газеты. При редакторе существует такой совещательный орган как редколлегия, призванная руководить планированием деятельности редакции (оперативным- на номер или неделю, среднесрочным - на месяц, перспективным- на полгода, год), рассматривать текущие вопросы редакционной жизни, обсуждать содержание газетных номеров, контролировать работу по выпуску текущего номера, назначая для этого дежурного члена редколлегии. А организационно-техническая работа по выпуску газетных номеров, разработка редакционных планов возлагается на “штаб газеты” - секретариат. В его составе ответственный секретарь (планирование, курирование ряда отделов, разметка гонорара и т.д.), заместитель ответственного секретаря (составление макета, подбор и редактирование текстов и иллюстраций, контроль верстки полос и их корректуры); выпускающий, обеспечивающий прохождение газеты через типографию, отвечающий за работу верстальщиков, точное соблюдение графика выпуска номера, за отправку сверстанных полос на корректуру, в секретариат, в отделы, редактору и т.п. Выпускающий подписывает сигнальный эксземпляр номера (“в свет”). Ответственному секретарю подчинен отдел иллюстраций, в состав которого входят фотокорреспонденты, художники и бильредактор, призванный отбирать иллюстрации, компоновать их по полосам, обеспечивать единый стиль иллюстративного оформления газеты. Сами же редакционные отделы формируются по принципам: отраслевому (политика, культура, спорт и т.д.), функциональному (отдел писем, отдел иллюстраций, отдел информации), жанровому (отдел фельетона, отдел очерка, региональному (в крупных изданиях раньше были отделы Европы, Азии, Африки, Америки). Вне отделов находятся обозреватели, готовящие аналитические материалы, собственные корреспонденты, работающие в корпунктах общероссийских или крупных региональных газет, специальные корреспонеднты, которые по заданию редакции выезжают на места важнейших событий для их оперативного и квалифицированного освещения..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: